СОТОВАЯ СВЯЗЬ

Сегодня количество мобильных абонентов в мире превысило миллиард человек, и темпы внедрения этого вида телекоммуникаций продолжают возрастать. Производители оборудования сотовой связи, еще недавно основное внимание уделявшие корпоративным пользователям и состоятельным клиентам, сейчас пересматривают свою политику с учетом развивающихся рынков.

Йорма Оллила: "Новые быстрорастущие рынки станут

 ключевой движущей силой индустрии мобильной связи в ближайшие годы"

Фирмы готовят взвешенные и экономичные решения на базе проверенных технологий, позволяющие в течение ближайшего пятилетия приобщить к беспроводным сервисам еще сотни миллионов человек с тем, чтобы к концу 2008 г. число владельцев трубок было доведено до двух миллиардов. Одной из первых обнародовала такую стратегию компания Nokia (www.nokia.com).

На пресс-конференции в Москве топ-менеджеры этой фирмы рассказали о концепции Mobile Entry Solutions, которая, сочетая в себе новые модели ведения бизнеса, сетевые решения и выпуск недорогих сотовых телефонов, может ускорить рост глобального рынка беспроводных телекоммуникаций. Ведь до сих пор около четырех миллиардов человек не имеют доступа к какой-либо телефонной связи вообще.

"Новые быстрорастущие рынки станут ключевой движущей силой индустрии мобильной связи в ближайшие годы, - сказал председатель совета директоров и главное исполнительное лицо компании Nokia Йорма Оллила. - Люди, не пользующиеся пока услугами мобильной связи, представляют для нас огромный потенциал. Несмотря на свой поразительный успех, мобильные услуги пока охватили менее 20 процентов населения планеты".

Базовая станция ConnectSite 100

По мнению руководителей финской компании, это - те самые рынки и сегменты пользователей, где в следующие пять лет возможен колоссальный рост. Во множестве регионов России, Индии и Латинской Америки только сейчас начинает удовлетворяться накопившийся спрос на беспроводные коммуникации. В частности, Nokia полагает, что в России число пользователей мобильных телефонов к 2008 г. превысит 60 млн. человек, увеличившись более чем вдвое по сравнению с теперешней абонентской базой.

"Однако наибольший потенциал кроется в новом качестве жизни тех сотен миллионов людей, которые, как мы ожидаем, получат доступ к мобильной телефонной связи в ближайшие годы, - добавил г-н Оллила. - По нашим подсчетам, для многих людей "мобильник" станет не просто первым, но единственным телефоном". Так что эффективные мобильные сети для голосовой связи и передачи сообщений в определенной степени заменят стационарные.

Новые быстрорастущие рынки, обычно характеризуемые более низким средним уровнем доходов населения, вряд ли могут быть быстро освоены с помощью традиционных методов бизнеса в беспроводной связи. Они требуют другого подхода. При этом необходимы комплексные решения, которые раздвигают границы сложившихся структур ценообразования.

Эксперты Nokia видят возможность половинного сокращения расходов абонентов в применении более экономичных моделей и недорогих услуг мобильной голосовой связи. Операторы же могут снизить свои удельные капиталовложения и операционные расходы за счет высокоэффективных сетевых решений, что позволит им расширить абонентскую базу и в результате получить неплохие прибыли.

Ныне средний доход на клиента в месяц (APRU) - один из важнейших показателей операторской деятельности. У отечественных компаний он достаточно высок, например у МТС - $18,7, у "Вымпелкома" - $14,3. А в мире он составляет около $12 и имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Причем для многих фирм уменьшение APRU ниже $10 при существующих ценах на оборудование и эксплуатационных расходах является уже критической для бизнеса величиной.

В Nokia полагают, что при правильной политике продаж дешевых телефонов, использовании оптимизированных сетевых решений и недорогих услуг голосовой связи и передачи сообщений операторы в ближайшем будущем могут рассчитывать на немалую прибыль от клиентов даже при среднем уровне ARPU в пять долларов в месяц и менее.

Полномасштабное решение Mobile Entry Solution сделает это возможным. Оно сочетает привлекательные и при этом экономичные телефоны типа Nokia 1100 и 1200 стоимостью менее $100 c сетевым решением Connect GSM Solution, специально разработанным для новых быстрорастущих рынков.

Ожидается, что применение Connect GSM Solution поможет в два раза снизить САРЕХ и ОРЕХ (капитальные и операционные расходы соответственно) по сравнению с затратами, связанными с традиционной беспроводной сетью. Эта экономия позволит укрепить модели бизнеса в регионах с низким показателем среднего дохода с абонента, а операторам даст возможность предлагать аппараты и услуги, специально разработанные для начинающих пользователей мобильных телефонов. По оценкам Nokia, существует неосвоенный рынок в 600 млн. потенциальных абонентов со сравнительно низкой платежеспособностью, для которых новая концепция будет работать вполне успешно.

Как объяснили специалисты Nokia, экономия становится возможной за счет новых, заранее сконфигурированных решений базовых станций и экономичной концепции планирования сетей, что в совокупности позволяет довести до максимума число абонентов, обслуживаемых каждой базовой станцией (БС), и до минимума - количество необходимых БС.

При этом операторы могут рационализировать процесс логистики, упростить и ускорить развертывание и сократить потребность в посещениях БС. Дистанционное поддержание сетей в рабочем состоянии и централизованное управление сетями также внесут свой вклад в экономию за счет снижения операционных расходов.

Nokia Connect GSM Solution - интегрированное решение, состоящее из оптимизированной сетевой инфраструктуры и услуг. Базовые станции ConnectSite 10 и ConnectSite 100, а также контроллер БС Nokia Connect являются новыми улучшенными видами продукции, разработанными для легкого развертывания в виде экономичных, заранее сконфигурированных "пакетов объектов". Решение, представляющее собой сочетание этой новой продукции с масштабируемым коммутационным оборудованием и централизованной системой управления сетью, обеспечивает максимально возможную экономию затрат.

Характерно, что на пресс-конференции, посвященной новой стратегии ведущего мирового производителя оборудования и терминалов сотовой связи, ни одного слова не было сказано о технологиях мобильной связи третьего поколения (3G). Это, конечно, не отменяет планов по внедрению перспективных широкополосных технологий и новых сервисов, но вносит в них существенные коррективы: упор теперь будет делаться на зрелые GSM-решения, направленные на сокращение расходов операторов и предоставление дешевых базовых услуг связи новым категориям пользователей.

"GSM как ведущая технология мобильной связи является естественным, проверенным на практике решением для быстрорастущих рынков, - сказал Йорма Хаккинен, вице-президент подразделения Mobile Entry Solutions компании Nokia Networks. - Мы полагаем, что современная модель бизнеса обеспечивает операторам мобильной связи реальную возможность для ведения прибыльной работы".