ПУТИ ТЕХНОЛОГИИ
Джим Рапоза:
Мне часто приходится беседовать с пользователями ИТ и аналитиками консультационных фирм о тех продуктах, которые они оценивают и используют в своей работе. Как ни странно, во всех этих разговорах явно присутствует весьма тревожный подтекст: качество значения не имеет. Но моя работа - помогать компаниям в поисках наилучших продуктов и технологий, поэтому я твердо уверен, что качество должно всегда быть во главе угла. Самые высокие оценки я ставлю только совершенным продуктам, не глядя на то, кто их выпускает. Многие же покупатели ИТ начисто забывают о качестве, а если и обращают на него внимание, то едва ли не в последнюю очередь.
Конечно, говорят о необходимости качества много и часто. Я уверен, что перед началом любого проекта директор обязательно произносит сакраментальную фразу: "Нужно подобрать только самое лучшее!". Но как только переходят к оценке, зачастую оказывается, что лучшее из лучших предлагает компания, в которой не слишком-то можно быть уверенным. Она, скажем, только недавно вышла на рынок и не успела завоевать авторитет, либо ходят слухи о ее возможном переходе в другие руки. А стоит появиться малейшим сомнениям - и предпочтение, как правило, отдается IBM, Microsoft или Oracle, пусть даже их продукты ничем особым не блещут.
Такая тенденция - явное продолжение старого принципа "за покупку продуктов IBM еще никого не уволили". Но если решения принимаются без учета качества, чего можно ожидать от производителей? Долго ли в таких условиях они будут в состоянии продвигать инновации?
Можно, разумеется, понадеяться, что в результате установится баланс между качеством и ценой - ведь такой компромисс присущ многим решениям, которые мы принимаем каждый день. Однако здесь проявляется другой весьма интересный аспект: серенькая продукция известного и "безопасного" производителя зачастую стоит значительно дороже более качественных продуктов тех фирм, над которыми витает тень недоверия. Как ни парадоксально, но покупатель платит больше за меньшее и, похоже, вполне этим доволен.
"Стоит появиться малейшим сомнениям - и предпочтение, как правило, отдается IBM, Microsoft или Oracle, пусть даже их продукты ничем особым не блещут" |
Порой обращение к продукции известного производителя может оказаться вполне обоснованным. Допустим, в вашей компании применяется единая платформа либо используются ключевые корпоративные системы, тесно с ней интегрированные. Да и что говорить: продукция крупных производителей тоже иногда бывает очень хорошей. Но если решение в их пользу принимается исключительно из соображений безопасности, это может означать только одно: при выборе системы стоимостью во многие миллионы долларов ни у кого не нашлось достаточно мужества, чтобы предложить другой, лучший вариант.
А действительно ли ставка на продукцию крупного производителя безопаснее? Небольшие компании выпускают сегодня множество хорошо зарекомендовавших себя и получивших немало достойных наград продуктов, так что за их приобретение едва ли кто станет увольнять менеджера ИТ. А стало быть, решение в пользу альтернативного варианта требует лишь определенной смелости, которая, впрочем, присуща немногим. Открыто обвиняя крупных производителей в монополизации рынка, профессионалы информационных технологий тем не менее не слишком-то охотно откликаются на предложения других компаний такого же профиля. Похоже, что необходимость делать выбор пугает многих покупателей ИТ сильнее, чем опасность заполучить неполноценный продукт.
Вся история техники наглядно демонстрирует, что подобная ситуация повторяется постоянно. Как только появляется новое направление, первыми на него устремляются компании-новаторы, предлагая привлекательную продукцию высокого качества. Затем на сцену выходят крупные игроки и начинают медленно, но верно перетягивать потребителя в сторону своих решений, которые в конце концов накрепко привязывают того ко всей линии продукции именно этого производителя. Ну, а развязка ясна: первопроходцы и потрясатели устоев быстро "пожираются" или вытесняются с рынка.
Я наблюдал подобный ход событий в самых разных технических сферах, но ни разу не видел, чтобы по завершении этого сценария продукция становилась лучше. Стоит исчезнуть первопроходцам, как инновации сразу же начинают хиреть, а рынком овладевает серость. Ничего хорошего для информационных технологий это не сулит.
Мне часто приходится слышать: "Джим, ты слишком наивен. Не нами это заведено, так что смирись".
Но "всегда было так" вовсе не означает, что всегда так и будет. Имя производителя ни в коей мере не должно перевешивать достоинств того, что предлагают его соперники. Мне очень не хочется писать в своих обзорах: "Система Х - лучшая из лучших. Но я бы порекомендовал менее рискованный путь: купите что-нибудь другое, но известной марки".
Я - за качество! А вы? С Джимом Рапозой можно связаться по адресу: rapoza@ziffdavis.com.