ВЫСТАВКИ
Авиационно-космический сектор экономики России - один из немногих, где высокие технологии не только сохранились, но и развиваются. На прошедшем МАКС-2003 (www.maks.ru/table.htm) были показаны практически все наши достижения в этой области за последние годы - от знаменитой противоракетной системы С-300, новейших военных самолетов семейства Сухого, проектов гражданских самолетов Ту-204, Ту-334, БЕ-200, Ил-96-400 до суперсовременных космических систем разработки РКК "Энергия" (Королев), Ракетного центра им. Макеева (Миасс), НПО прикладной механики (Красноярск) и многих других известнейших российских фирм. Весьма представительными были и экспозиции многих ведущих зарубежных компаний и организаций, таких, как Boeing, Airbus, ВВС США, Европейское космическое агентство и т. д. Если еще добавить, что это красочное шоу открывал президент России Владимир Путин, а министры правительства присутствовали на нем почти все дни работы, то неудивительно, что МАКС-2003 стал заметным явлением политической и экономической жизни страны.
Глава российского авиационно-космического
агентства Юрий Коптев на МАКС-2003
Ни одно из современных средств авиации не обходится без совершенной электроники. Боевой самолет - это фактически планер с двигательной установкой и плотной обвеской из электронных блоков. Цена элементов связи и управления, обеспечивающих живучесть и работоспособность машины, составляет значительную часть ее общей стоимости. На стендах авиасалона было продемонстрировано много электронных устройств - от различных табло и дисплеев до промышленных компьютеров самого разнообразного назначения.
При этом все больше видна специализация: в противоположность советской системе организации, когда предприятие изготовляло изделия от начала и до конца, теперь все основано на узкой специализации и широкой кооперации. Таким примером может служить компания "Микромакс" (www.micromax.com/rus/start/mmci.htm), специализирующаяся в области информационных систем для предприятий атомной энергетики, авиации, судостроения и нефтехимии. Она активно работает в России, а также сотрудничает в США более чем с двумя десятками производителей компьютеров, коммуникационных устройств и специализированной электроники для автоматизации и управления, благодаря чему может предложить своим клиентам наилучшие цены, лучшие образцы оборудования, знание рынка и последних технологических достижений.
Мобильный пункт радиотехнического контроля "Охота"
Наряду с компаниями "западного" происхождения на салоне было представлено много малых и средних отечественных компаний. Как правило, они сумели найти свою нишу благодаря оригинальным идеям и применению высоких технологий. Пример тому - НПП "Спецрадио" из Белгорода, которое представило мобильный пункт радиотехнического контроля "Охота" (см. PC Week/RE, N 32/2003, с. 15). В диапазоне от 1 до 18 ГГц аппаратура позволяет принять и обработать радиосигналы любого вида модуляции, выделить цифровую составляющую, записать всю информацию в базу данных. Антенная система представляет собой горизонтальное зеркало, в фокальной плоскости которого находится широкополосный элемент особой конструкции. Вся аппаратура собрана на современной элементной базе. Главный конструктор "Охоты" и руководитель "Спецрадио" доктор технических наук Игорь Перетягин уверен, что его изделие найдет своего потребителя в России, где проблемы контроля каналов связи в СВЧ-диапазонах стоят крайне остро.
Переход в системах связи на цифру и спутниковые каналы в первую очередь касается перспективных разработок для авиации и космических систем. России принадлежит второе место в мире по числу спутников на орбите, их у нас в несколько раз меньше, чем у США. Наш ведущий производитель спутников связи НПО прикладной механики (Красноярск) готовит смену спутников к 2005 г. Если этого не сделать сейчас, то в ближайшее время мы будем вынуждены использовать зарубежные аппараты, тем самым финансируя развитие авиационно-космической промышленности других стран.
Сегодня только чуть более 20 стран строят свои спутники, а пользуются услугами космической связи свыше 180, и отдавать свою долю этого рынка было бы просто преступлением. На МАКС-2003 все наши ведущие разработчики космических систем представили новые разработки, но какие из них будут реализованы - вопрос грамотного бюджетного финансирования и политики. И глава российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев, и министр промышленности и технологий Илья Клебанов провели на авиасалоне не один день в поисках ответов на эти сложные вопросы.
Кроме систем связи широкое освещение получили устройства системы навигации GPS, рынок продаж которых уже составляет миллиарды долларов. Еще жива российская система ГЛОНАСС, и по ее развитию приняты ответственные решения, благодаря которым появилась перспектива ее сохранения. Интересно отметить, что активно идет разработка европейской системы навигации "Галилео" с участием Китая. Применение систем навигации GPS уже достигло уровня окупаемости и становится все более прибыльным, поэтому все ведущие индустриальные страны уделяют много внимания данному сектору.
Успех салона МАКС-2003 очевиден, причем важно отметить и его финансовые показатели: по сообщениям проверенных источников, доход от проведения салона покрыл все расходы на его организацию, а прибыль составила не менее 20 млн. долл. На МАКС-2003 дебютировали несколько специальных изданий: организаторы салона развернули ежедневное оперативное издание "Обозрение МАКС", начали выходить "Авиационно-космическая газета" издательского дома "Парад" и еженедельник "Военно-промышленный курьер" (www.vpk-news.ru). Похоже, что оживление авиационно-космического сектора приводит к росту специализированных изданий, а значит, и для журналистов есть перспектива интересной работы.