АВИОНИКА

"Авиаприборхолдинг" (www.aviapribor.ru) был образован в 1995 г. В его состав вошли пять предприятий, связанных с созданием приборных комплексов и отдельных видов оборудования самолетов гражданской авиации. По программе российского правительства, направленной на скорейшее акционирование государственных унитарных предприятий ВПК, уже в этом году к холдингу присоединится Уфимское приборостроительное производственное объединение (УППО). Оно специализируется на выпуске навигационных комплексов и бортовых цифровых вычислительных машин практически для всех марок отечественных дальне- и среднемагистральных пассажирских самолетов и всех бомбардировщиков. УППО также изготавливает автопилоты и пилотажные комплексы.

Серия бортовых цифровых вычислительных машин БЦВМ-80

Резкое сокращение производства в России гражданских самолетов и вертолетов поставило холдинг в тяжелое положение. Но у него перед другими авиационными приборостроительными предприятиями есть одно несомненное преимущество - он умеет сертифицировать свои изделия по гражданским нормам. Обстоятельство весьма важное, так как в военной авиации понятие сертификации вообще отсутствует - его заменяет техзадание заказчика. Здесь надо еще заметить, что практически все боевые летательные аппараты поставляются на экспорт. А это приносит их производителям хорошие деньги. Кроме того, военные занялись активной модернизацией авионики и вооружения поставленных за рубеж самолетов и вертолетов. Для гражданских самолетов советской постройки, принадлежащих как отечественным, так и зарубежным авиакомпаниям, такой путь заказан. Во-первых, они чрезвычайно устарели и скоро просто пойдут под списание. Во-вторых, новая авионика приведет к такому повышению цен на билеты, что это сделает их эксплуатацию нерентабельной.

Основными потребителями изделий "Авиаприборхолдинга" на настоящий момент являются производители самолетов Ту-204, Ту-214, Ту-334, Ил-96 и вертолетов гражданского назначения. Кроме того, его оборудованием оснащаются самолеты украинского ОКБ им. О. К. Антонова. Это турбовинтовой Ан-140 и создаваемый в настоящее время реактивный Ан-148. Последний может стать серьезнейшим конкурентом новым российским пассажирским самолетам для региональных линий, особенно по критерию цена/качество.

Автопилот для самолетов малой авиации АП-103

Среди новинок "Авиаприборхолдинга" следует отметить инерционные системы на лазерных гироскопах, имеющие сертификат качества. По словам заместителя гендиректора холдинга Елены Орловой, системы не уступают аналогичной продукции американских фирм Litton и Honeywell, которые стали захватывать российский рынок.

Холдинг создал также две спутниковые навигационные системы на 24 канала для работы как с GPS, так и с "Глонасс". Это СНС-2 и СНС-3, позволяющие выводить информацию на жидкокристаллический дисплей системы управления воздушным судном.

Жидкокристаллические дисплеи устанавливаются практически на всех современных воздушных судах. В ходе МАКС- 2003 "Авиаприборхолдинг" получил первый в России сертификат на такой индикатор. Сейчас ими переоснащаются Ту-204 и Ил-96 ранней постройки.

"Авиаприборхолдингу" приходится доказывать свою состоятельность и на мировом рынке. Здесь речь идет опять же о Ту-204, но заказанных египтянами. На первые пять машин было установлено оборудование холдинга, а последующие заказчик этих машин решил оборудовать американской авионикой. Но она оказалась настолько дорогой, что Ту-204 попал в ценовую нишу "Боингов" и основное преимущество его - дешевизна - исчезло. Поэтому на строящихся в настоящее время для Египта в Ульяновске Ту-204 устанавливается российская авионика, но в англоязычной версии.