Борьба с несанкционированными рекламными рассылками по электронной почте в России вступила в новую фазу: сразу семь известных игроков отечественного рынка информационно-коммуникационных технологий - Microsoft, Rambler, Mail. ru, Golden Telecom, Subscribe.ru, "Ашманов и партнеры" и "Лаборатория Касперского" - объявили 3 сентября на совместной пресс-конференции о создании Национальной коалиции против спама.
По мнению организаторов новой ассоциации, в настоящее время для решения данной проблемы прежде всего необходимо привлечь к ней внимание широкой общественности. Для этого, в частности, нужно показать размеры наносимого ущерба и возможный рост угрозы в будущем. Сама же борьба должна носить комплексный характер и вестись по трем основным направлениям: законодательному, технологическому и просветительскому. Кстати, первоначальный состав коалиции в целом отражает все эти подходы, а факт объединения компаний является признанием того, что на проблему нужно навалиться всем миром. Впрочем, все понимают сложность стоящей перед ними задачи и невозможность ее решения на все 100%, реальная цель - поставить барьеры на пути спама, ограничить масштабы распространения.
Великолепная антиспамовская семерка
Как отметили в своих выступлениях представители разработчиков антиспамового ПО ("Ашманов и партнеры" и "Лаборатория Касперского"), практика показывает, что чисто технологических методов (фильтрация писем) явно недостаточно для борьбы со спамом. Подтверждают это и объявленные недавно первые итоги проекта по пресечению потоков нежелательных писем на крупнейшем отечественном почтовом портале Mail.ru (см. PC Week/RE, N 32/2003. с. 1). Как выяснилось, за счет установки в начале лета фильтрационного ПО действительно удалось резко снизить поток спама, поступающего пользователям. Но затем он опять возрос, так как спамеры нашли более гибкие схемы обхода средств защиты. То есть процесс принял типичную форму "пушка и броня", при которой победа, как известно из истории, всегда остается за наступательным оружием. Впрочем, это сравнение уместно, когда речь идет о крупных почтовых порталах, для преодоления защиты которых спамеры прикладывают особые усилия. Другое дело - корпоративные почтовые серверы, где клиентская база относительно невелика и поэтому создание эффективных фильтров вполне реально.
Проблему спама довольно часто сравнивают с другим Интернет-злом - компьютерными вирусами. Однако тут есть два серьезных различия, предопределяющих повышенную сложность борьбы с несанкционированными рассылками. С одной стороны, получатели писем относятся к спаму гораздо спокойнее, как в явлению раздражающему, но все же не очень мешающему в жизни и работе. С другой - за спамом стоят вполне конкретные коммерческие интересы рекламодателей, в то время как создание вирусов носит "любительский" характер (из творческих или хулиганских побуждений), это не бизнес, на котором зарабатываются деньги. Все это очень хорошо видно на опыте упомянутого проекта Mail.ru - установка программных фильтров помогает успешно бороться с мелкими спамерами-любителями. Профессиональные же спамеры (по оценкам экспертов, в России насчитывается до 10 таких глубоко законспирированных компаний) реагируют на появление новых барьеров в течение 2-3 часов и оперативно меняют свои технологии преодоления защиты.
По общему мнению, принципиальное решение проблемы спама должно базироваться на наличии соответствующего законодательного обеспечения. Как заявили представители коалиции, они уже начали разработку предложений на этот счет и будут всячески лоббировать их принятие. Однако здесь не следует ожидать быстрых успехов. И дело совсем не в консерватизме и неповоротливости законодателей, а в том, что для этого нужно решить множество юридических вопросов. Например, сегодня не очень понятно, не противоречит ли требование запретить спам конституционному праву свободно распространять информацию. Ведь никто же не протестует против массовых рассылок по обычной почте. Так, может быть, нужно просто изменить принципы оплаты отправляемых электронных писем и взимать деньги за каждую отправленную копию, чтобы повышение цены рассылок снизило их привлекательность?
Сейчас не хотелось бы втягиваться в обсуждение многочисленных морально-юридических проблем спама, но в то же время нужно отметить еще один важный момент. Ведь в законодательном регулировании нуждаются и действия Интернет-провайдеров, которые порой начинают фильтровать частную корреспонденцию без согласия на то получателей, на основе собственных представлений, а не законодательства. Однако это уже называется цензурой и недопустимо, даже если и выполняется из благих побуждений. Представьте себе, что почтовое ведомство страны возьмет на себя функции подобного контроля за нежелательными письмами! А поставщики электронной почты (того же портала Mail.ru) делают это, ссылаясь на соответствующие пункты договора о предоставлении услуги, где имеются слова о возможности ограничений в доставке корреспонденции. Причем получатели чаще всего даже не знают о том, что их почта фильтруется, и не имеют никаких гарантий, что все нужные письма будут им доставлены. Кстати, спамеры часто обосновывают свою анонимность именно тем, что провайдеры блокируют адреса отправителей не на основе судебных решений, а по каким-то собственным представлениям.
Важным направлением работы коалиции должна стать просветительская деятельность. Ведь многие авторы массовых рассылок просто не сознают, что их действия носят противоправный характер. В то же время нужно показывать рекламодателям, что в Интернете имеются цивилизованные методы массовых рассылок, которые при правильной организации дела могут быть не менее эффективными, чем спам. В частности, именно это направление работы с клиентами собирается развивать компания Subscribe.ru, которая намерена не просто предоставлять услуги легальных веерных рассылок, но и обучать клиентов методам Интернет-маркетинга.
Microsoft уже давно активно участвует в обсуждении антиспамовской проблемы на мировом уровне, считая, что спам подрывает авторитет Интернет-технологий в целом. Несколько месяцев назад корпорация предложила создать механизм сертификации компаний, осуществляющих коммерческие электронные рассылки, закрепив его на технологическом уровне. Однако реализация такой идеи также требует решения многочисленных организационных и юридических вопросов.
В целом организаторы российской коалиции отлично сознают сложности на пути борьбы со спамом и надеются, что состав объединения будет расширяться за счет всех заинтересованных сторон - ИТ-компаний, государственных и общественных организаций. Первое в России серьезное публичное обсуждение этой темы состоится 24-25 сентября в гостинице "Космос" на конференции "Проблема спама и ее решение". На ней планируется обсудить как гуманитарно-правовые, так и технологические вопросы, докладчиками будут представители ведущих порталов и провайдеров Рунета, государственных организаций, юристы, разработчики ПО. Наверное, там будет и много спамеров, но вряд ли они смогут принять участие в публичных дискуссиях.
Более подробно с целями, задачами и планами работы Национальной коалиции против спама можно познакомиться по адресу: www.spamtest.ru/coalition.htm.