PC WEEK 400
Любви Нарцисса, юноши необычайной красоты, добивались многие женщины.
Но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, самовлюбленный
молодой человек отверг и ее. От горя Эхо высохла так, что от нее остался один
голос. Отвергнутые Нарциссом женщины потребовали его наказания. Богиня
правосудия Немезида вняла их мольбам. Возвращаясь с охоты, Нарцисс заглянул в
незамутненный источник и, увидев в воде свое отражение, влюбился в него.
Не в состоянии оторваться от лицезрения самого себя, он так и умер
на берегу. На месте его гибели вырос цветок, названный нарциссом.
Из древнегреческой мифологии
Помнится, в 1995 г., на этапе становления PC Week/RE, у нас не существовало специализации по направлениям, и все научные редакторы в соответствии с тогдашней редакционной политикой посещали различные мероприятия по очереди, без привязки к тематике происходящего события. В то время было еще можно, опираясь на эрудицию и хорошую память, держать в голове все темы, коих по большому счету было две: хард и софт. Однако уже в начале 1997 г. мы поняли: бурное развитие и сегментация ИТ-рынка требует специализации знаний и в журналистике. В результате под шум и гвалт собравшихся в редакции состоялось памятное совещание, на котором произошла дележка тем. В целом все "разобрали" довольно быстро, неприкаянным осталось только одно направление - ERP-системы. Никто не понимал, что это за зверь, и отпихивались от него, как могли. Осознав безнадежность попыток решить проблему "по любви", главный редактор повернулся ко мне и принял волюнтаристское решение: "Тебе, Монахова, как высокому должностному лицу, придется взять это на себя". Возражать было бесполезно...
Велико же было мое изумление, когда год назад, вероятно, забыв ту историческую "дележку", один из моих коллег подошел ко мне и, похлопав по плечу, заявил: "Надо же, какая ты была умная, выбрав себе ERP-сегмент. Видишь, как он активно развивается в России!".
Смех смехом, но в отличие от 1995 г. сегодня российская ИТ-аудитория значительно лучше понимает принципы построения ERP-систем. Бьюсь об заклад, что разбудив ночью любого ИТ-директора средней и крупной компании вопросом: "Что такое ERP?", - мы услышим правильный ответ. Да и молодые топ-менеджеры, оказывается, неплохо освоили эту тему. Недавно при знакомстве с одним финансовым директором приборостроительного завода, рассказывая ему о том, чем занимаюсь, дохожу до слов "ERP-системы" и начинаю раскрывать их смысл. Он удивленно поднимает брови и с недоумением прерывает меня: "Вы что, действительно собираетесь мне объяснять, что такое Enterprise Resource Planning?".
Итак, в России ERP-сегмент сегодня находится в фазе активного плодоношения. Это медицинский факт. Просвещенность клиентов повлекла за собой их платежеспособность: налицо ежегодный стабильный рост российского ERP-рынка (в целом - не менее 15%, а у отдельных игроков - до 50%). И на этот устойчивый рост при стабильной экономической ситуации в России (тьфу, тьфу, тьфу...), думается, можно рассчитывать еще как минимум года три.
Макроситуация
Зеркальное отражение наших успехов (т. е. все наоборот) - явная стагнация западного ERP-сегмента. Американские аналитики не устают сокрушаться по поводу того, что этот рынок вышел на стадию насыщения и почти не растет (см. диаграмму). В чем причины сложившейся ситуации и есть ли из нее выход?
По мере наращивания функциональности различия ERP-систем сильно нивелировались. Поскольку любой ERP-продукт "высшей лиги" стал способен обеспечить все, что только пожелает заказчик, и даже чуть-чуть больше, конкурентная борьба передвинулась в смежные области, где во главу угла ставится скорость и качество обслуживания клиентов, более четкое позиционирование продуктов и услуг (downsizing и оттачивание экспертизы на вертикальных рынках), усиление давления на общество через социально значимые мероприятия (поддержка крупных спортивных состязаний, фестивалей, выставок и т. д.).
ERP: зрелый рынок
Но основные баталии развернулись на технологическом поле. Дабы не превратиться в самовлюбленного Нарцисса, ERP-вендоры последние два года уже не стремятся запихнуть все "в один флакон", отходят от идеи "в нашей лучшей на свете системе есть абсолютно все" к идее интеграции - "с нами легко объединить то лучшее, что имеется вокруг нас". Благо в последнее десятилетие были созданы предпосылки для решения подобных задач. Например, появились технологические решения, позволяющие собирать в единый комплекс аппаратные и программные средства от различных производителей независимо от платформ функционирования и инструментов разработки. Это общепризнанные и прошедшие апробацию стандарты и протоколы.
Кроме того, окончательно оформились концепции и методологии построения систем управления предприятием с учетом возможностей современных ИТ. Прежде всего в виде принципов управления бизнес-процессами, представляющих собой фундамент деятельности любой организации. Благодаря двум этим факторам стало возможно построение "сборных" интегрированных решений в масштабе среднего и даже крупного предприятия. Это показалось особенно привлекательно тем, кто желает сохранить свои инвестиции в уже установленные и действующие приложения (особенно в случае гетерогенной среды, что часто встречается в холдинговых структурах), а также тем, кто мечтает объединить в своей КИС решения best of breed (лучшие в своем классе).
Обычно первый шаг в интеграции - построение моста между двумя программами. Однако с увеличением их числа возникает ситуация паутины "все со всеми". Применение централизованной базы данных или единой платформы невозможно (особенно, при применении готовых компонентов или целых систем от производителей программного обеспечения). К примеру, использование финансовой системы от одного поставщика, а системы логистики и какого-либо отраслевого ПО - от другого поставщика лучшего решения в данной "вертикали" уже приводит к проблеме интеграции трех крупных ИС корпоративного масштаба.
Поставщикам комплексных систем автоматизации управления не оставалось ничего лучшего, как разработать собственные механизмы взаимодействия с внешними приложениями: SAP iDocs, Oracle interConnect, Siebel UAN.
Параллельно появились решения класса Enterprise Application Integration (EAI), направленные на обеспечение совместной работы программных средств, созданных различными производителями.
Это платформа Microsoft BizTalk для решений на базе Microsoft Windows, а также конкурирующие продукты промежуточного уровня (middleware) других производителей: webMethods, Vitria, Sun ONE Integration Server, Sybase Business Process Integrator Suite и т. д.
На базе платформ WebSphere и MQSeries корпорация IBM разработала комплекс программных продуктов для интеграции приложений и межкорпоративного обмена данными WebSphere Business Integrator/InterChange. В основу ее концепции интеграции было положено описание объектной модели общих данных и гарантированная доставка пакетов данных через очереди сообщений, позволяющие взаимодействовать удаленным программам.
Основное назначение средств интеграции приложений - состыковка эксплуатируемых приложений с новыми решениями, с внедряемыми или планируемыми к использованию системами без остановки или нарушения работоспособности действующей инфраструктуры.
Существующие сегодня методологии построения так называемой интеграционной шины позволяют обеспечить эволюционный подход к реорганизации не только технологических составляющих КИС, но и бизнес-процессов, а также постепенное обновление компонентов и оптимизацию процессов.
В ближайших номерах мы представим обзор по методам и средствам интеграции приложений, которые действительно открывают, на наш взгляд, путь к реализации красивой идеи совместного бизнеса (collaborative business) в международном масштабе.
Микроклимат
Гораздо труднее, думаю, изживается "нарциссизм" российских разработчиков. Сохраняя моноориентацию (читай - любовь к собственным продуктам) в классе комплексных систем управления предприятием, что было оправданно в 1996-1999 гг., сегодня они сильно рискуют. Рынок невелик, но разогрет. Чтобы добиться на нем успеха, поставщикам нужны веские аргументы - уникальные качества продуктов и услуг, оригинальные маркетинговые идеи и серьезные капиталовложения. Все это дорого стоит. В этих условиях для экономии средств всех игроков идея интеграции (продуктов, усилий, умений, дилерских сетей) могла бы стать весьма привлекательной. К примеру, пришедшим с Запада тиражным решениям (особенно для малого и среднего бизнеса) до сих пор очень не хватает локализованного ядра, отражающего специфику российского законодательства (в бухучете, начислении зарплаты, налоговом учете). Почему бы на взаимовыгодных условиях не использовать что-то из "заслуженного" отечественного?
Между тем "ростки интеграции" в российской софтверной индустрии пока едва заметны. Пожалуй, их можно разглядеть лишь в усилиях гениальной и вездесущей "1С". Эта компания, во-первых, не стесняется "питать" свою партнерскую сеть разработками разных поставщиков (помимо финансово-экономических там присутствуют и учебные, и игровые, и системные продукты). А во-вторых, предпринимает активные действия в области интеграции приложений: достаточно вспомнить инициативу по созданию CommerceML - стандарта обмена коммерческой информацией в XML-формате для торговых организаций. 4 Станет ли идея интеграции столбовой дорогой в построении бизнеса и поддерживающих его КИС в ближайшие три года (как в России, так и за рубежом)? Вообразив себя "активным зеркалом", я отвечу на этот вопрос положительно. А итоги общей дискуссии кто-нибудь подведет в 500-м номере PC Week/RE.