ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ
На выставке "ИнфоКом-2003" стенд, посвященный ФЦП "Электронная Россия", был одним из самых впечатляющих. В эту федеральную программу вовлечены сегодня немалые силы - как государственных структур, так и коммерческих фирм. Одно из активно развиваемых направлений здесь - автоматизация госзакупок. Именно этому была посвящена прошедшая в рамках выставки пресс-конференция корпорации "Парус" (www.parus.ru) на тему "ФЦП "Электронная Россия". Динамика создания системы электронных торгов в регионах. Анализ проблем и пути их решения".
Как отметил президент "Паруса" Александр Карпачев, подготовка решений для госструктур и муниципальных образований началась еще до формирования "Электронной России" - для корпорации государственный сектор с самых первых лет существования был приоритетным направлением деятельности; в регионах же создание единого информационного пространства и соответствующих автоматизированных систем также идет уже давно. "Наша компания с 2000 г. инвестирует средства в создание системы "ПАРУС-Госзакупки" (кстати, программные разработки для нее выполняются по заказу корпорации ее дочерней структурой - компанией eTrade Community, www.etc.ru), - подчеркнул г-н Карпачев, - и к моменту старта ФЦП в 2002-м мы смогли предложить на рынок уже готовый продукт, который, согласно экспертному заключению Института госзакупок им. А. Б. Соловьева, вполне соответствует действующему законодательству РФ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд".
В прошлом году в Эвенкийском автономном округе "Парус" начал построение единой системы управления финансовыми и материальными потоками. В том же году корпорация выиграла открытый конкурс Минэкономразвития РФ на осуществление мероприятия N 10 ФЦП "Электронная Россия" - "Практическая реализация мероприятий по обеспечению деятельности органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления", в рамках которого был разработан (на базе ПП "ПАРУС-Госзакупки") макет типового решения "Системы электронной торговли для государственных региональных и муниципальных нужд" (СЭТРМ). Проект базировался на основе системы госзакупок Челябинской области (об этом подробнее см. PC Week/RE, N 11/2003, с. 1) и был подкреплен областной целевой программой государственной поддержки и развития Интернет-экономики на 2001-2003 гг. Предполагается, что предложенное решение должно стать неким типовым образцом для других регионов.
Три составляющие результата
Тема госзакупок не случайно сегодня так популярна - на закупки (товаров, работ, услуг и пр.) из государственного бюджета разных уровней ежегодно тратится от 40 до 60% средств. От эффективности этого процесса зависит рациональность расходования бюджетных средств в целом. Даже организационные меры уже дают неплохие результаты. Так, по данным заместителя министра экономического развития А. Шаронова, всего на государственные закупки в прошлом году израсходовано 800 млрд. руб.; только введение системы торгов на право таких поставок позволило сэкономить за год 35 млрд. руб.
Ожидания от внедрения новых технологий в процесс распределения и расходования бюджетных средств также весьма велики; и здесь предполагается получить результат, слагающийся из трех составляющих:
· экономической - сокращение бюджетных средств, выделяемых на закупки, на 12-20% (по данным МЭРТ РФ), что составит по всей стране 100-150 млрд. руб. ежегодно;
· политической - расходы становятся понятными, прозрачными, контролируемыми;
· стратегической - создание инфраструктуры электронного правительства, стимулирующей предприятия ускорять свое движение в цифровой мир.
Проблемы, которые предстоит решить
Одна из них заключается в том, что структура государственных органов, которые занимаются госзакупками, может сильно различаться в зависимости от региона. Так, в Чувашии заказы размещают департаменты по отраслевому принципу, здесь нет централизованного госзаказа (кстати, такая же схема действует и в Москве). В Ханты-Мансийском округе практикуется система единых госзакупок для муниципальных субъектов. В Красноярском крае создана централизованная "Служба государственного заказа", объединяющая не только материальные, но и финансовые потоки края. Краснодарский край пошел по пути построения единой системы электронных торгов, включающей электронные госзакупки и деятельность краевой биржи.
Создание СЭТРМ в рамках ФЦП на базе системы "ПАРУС-Госзакупки" |
Госконтракт 2002 г. - Челябинская область. Госконтракт 2003 г. - Челябинская область, Республика Саха (якутия), Чувашия, Эвенкийский АО. Дополнительное соглашение к госконтракту 2003 г. - Башкирия, Мордовия, ХМАО (Югра), Алтайский край, Липецкая, Тульская и Ленинградская области. Регионы, купившие "ПАРУС-госзакупки" по собственной инициативе (не в рамках ФЦП) - Краснодарский и Красноярский края, Тольятти, Сургут. Перспективное сотрудничество: Ставропольский край; республики Татарстан, Коми, Калмыкия; области: Белгородская, Самарская, Тамбовская, Иркутская, Пермская, Волгоградская, Оренбургская, Вологодская, Ярославская, Архангельская. |
На разработчика и поставщика СЭТРМ эти особенности накладывают дополнительные обязательства - необходимо обеспечить разные схемы построения электронных торгов в регионах. "И сегодня, - отметил г-н Карпачев, - нам приходится с помощью нашего типового решения обеспечивать функционирование многих "нетиповых" вариантов построения СЭТРМ. Пока мы с этим справляемся".
Еще одна проблема - недостатки законодательства. Новый вариант закона по госзакупкам, который призван заменить нынешний и будет рассматриваться скорее всего следующим составом Госдумы, уже содержит несколько упоминаний об использовании в торгах информационных технологий (в предыдущем законе оно вовсе не предусматривалось).
Наконец, важной и большой проблемой является нехватка нормативно-справочной информации. Сегодня ощущается потребность в формировании общероссийского классификатора товаров и услуг.
Федеральная поддержка - важный ресурс
На пресс-конференции выступили представители регионов, где ИТ активно внедряются в секторе государственного управления. Об одном из таких регионов - Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) - рассказала председатель Комитета по информатизации ХМАО Наталья Маслова.
В ХМАО концепция информатизации региона, поддержанная губернатором Александром Филипенко, была принята еще в 1996 г. Спустя год здесь появился Комитет по информатизации, а в 1998 г. окружной Думой был принят закон "Об информационных ресурсах ХМАО" (первый в субъектах федерации). "Разумеется, принятие ФЦП очень помогло нам в продвижении по этому пути, - считает г-жа Маслова, - ведь федеральная поддержка - важный ресурс. И отработка типовых решений - таких, как система для госзакупок, - должна происходить на базе регионов, где есть ИТ-инфраструктура, создана (или активно создается) нормативно-правовая база".
Для ХМАО как северного региона вопрос оперативной закупки и завоза товаров весьма актуален. Опыт проведения конкурсных торгов показал эффективность подобной формы закупок. Так, в 2002 г. в ХМАО было проведено более 27 тыс. конкурсов на общую сумму контрактов 13 712,1 млн. руб. Один только Департамент экономической политики в 2002 г. организовал 64 конкурса с общей суммой контрактов 1285,4 млн. руб.; при этом экономия бюджетных средств составила 392,7 млн. руб. Для более эффективного управления этим процессом здесь создается окружная система электронных торгов, объединяющая информационные потоки трех муниципальных образований: Ханты-Мансийска (157 рабочих мест), Югорска (110), Нижневартовска (200). "Уже сегодня на окружном портале (www.hmao.wsnet.ru) имеется вся необходимая информация об электронных торгах, - рассказала Наталья Маслова. - В будущем году, когда мы совместно с "Парусом" развернем работы по созданию СЭТРМ (в настоящее время готовится заключение контракта), мы сможем через портал предоставлять не только информацию по электронным торгам, но и услугу по подготовке документов для участия в конкурсах на госзакупки".
Госзакупки 2004 г. пройдут в электронном виде
По крайне мере - в Чувашии. Так считает председатель госкомитета по связи и информатизации Чувашской республики Дмитрий Назипов. Здесь работы по созданию СЭТРМ идут уже несколько месяцев. В настоящее время сформирована законодательная база, более 90% закупок в республике сейчас проводится на конкурсной основе. В Чувашии уже имеют опыт работы с ИС для госзакупок: "Мы в течение нескольких лет, - отметил г-н Назипов, - использовали собственную систему. Это была в общем простая база данных, которая не имела многих важных функций, необходимых для сегодняшнего уровня организации торгов (в частности, не поддерживала всю логистику процесса госзакупок), но она позволяла вести некий реестр товаров и услуг и осуществлять ценовой мониторинг. Например, за 2002 г. через нее прошло более 12 000 записей о закупленных товарах и услугах.
Опытная эксплуатация системы "ПАРУС-Госзакупки" идет в трех республиканских министерствах и двух муниципалитетах. Говоря о проблемах, нельзя не упомянуть наиболее, на мой взгляд, серьезные - методологические. Одна из них - отсутствие единого классификатора продукции, закупаемой для государственных нужд. Можно было бы ограничиться составлением локального классификатора, но тогда через некоторое время перед нами встала бы задача перехода на классификатор, разработанный в рамках федеральной программы. Поэтому важно, что такая работа предпринята корпорацией "Парус" совместно с нами. Надеемся, что готовый продукт получит одобрение Министерства экономического развития РФ.
Мы планируем начать 2004 г. с проведения торгов по госзакупкам полностью в электронном виде. Вложения во внедрение системы госзакупок могут окупиться за несколько дней ее работы.