В Москве 24-25 сентября прошла первая национальная конференция "Проблема спама и ее решения". Она оказалась весьма массовой, что явно свидетельствовало об актуальности рассматриваемой темы. Судя по репликам и вопросам из зала, присутствовали на ней и спамеры, вполне узнаваемые по виду и позиции, которую они отстаивали в дискуссиях.
С докладами выступили представители юридического сообщества и ведущих IT-компаний (Microsoft, "Рамблер", "Яндекс", "Ашманов и Партнеры", Mail.RU, "Лаборатория Касперского", "МТУ-Интел", Corbina Telecom, DATA FORT, РТКОММ.РУ, Subscribe.RU, "Информзащита", "ИнфосистемыДжет", "Поликом Про").
Практически каждый доклад сопровождался вопросами из зала, часто очень острыми, и бурными обсуждениями, которые продолжались в кулуарах конференции. Многие участники отмечали высокий уровень и детальность докладов, представленных ведущими экспертами в области сетевых технологий.
Первый день форума был посвящен социальным и юридическим аспектам проблемы борьбы со спамом, второй - техническим средствам и методам противодействия нежелательным рассылкам. Однако в ходе обсуждений эти темы неоднократно пересекались, что еще раз доказывало необходимость принятия комплексных мер защиты от поразившей электронный мир чумы.
В числе основных вопросов, обсуждавшихся юристами, были проблема борьбы со спамом правовыми методами и имеющимися ресурсами и перспективы законодательных инициатив (в какие именно законы и нормативные акты надо внести поправки, требующиеся спамерам для успешного юридического противодействия, существуют ли в действующем законодательстве инструменты, позволяющие привлечь к ответу участников спамерского рынка, и т. д.).
Парадоксальная на первый взгляд мысль не раз звучала в ходе обсуждений: уже сегодня в российском законодательстве (законы "О рекламе", "О связи", "Кодекс РФ об административных правонарушениях") есть статьи, на основании которых можно привлечь к ответу спамеров и/или их заказчиков. По мнению экспертов, у правоохранительных органов существуют и технические возможности по установлению наиболее одиозных участников черного рынка спама. Однако за все время не был подан ни один (!) иск, позволяющий начать работу системе правосудия. Компании, несущие все более увеличивающийся ущерб от спама (а в их числе и серверы бесплатных почтовых сервисов Mail.Ru, Rambler, "Яндекс", и крупные организации с тысячами сотрудников, терпящие убытки как от лишнего трафика, порождаемого спамом и спамерскими вирусными атаками, так и от потерь рабочего времени, которые в пересчете на количество работников составляют сотни тысяч долларов в год), ни разу не подали в суд на действия спамеров или их нанимателей.
Тем не менее работы по совершенствованию законодательства и привлечению рекламодателей и рекламораспространителей ведутся. Их итоги, скорее всего, станут в ближайшее время известны сетевому сообществу.