СТРУКТУРЫ

Проследить эволюцию учетных систем фирмы "1С" можно, обратившись к трехуровневой модели автоматизации предприятия, по форме напоминающей восьмерку (см. рисунок). Однако сначала поясним суть предлагаемой схемы.

На нижнем, чисто практическом этаже находится само предприятие - слаженно (или не очень слаженно) действующий механизм. В процессе его работы возникает всевозможная учетная информация, которая заносится в КИС (восходящий канал D). Второй, алгоритмический этаж модели образуют схемы работы предприятия, заложенные в информационной (учетной) системе. На нем обрабатываются данные и формируются управляющие воздействия, которые возвращаются на нижний уровень по каналу C, замыкая нижний (оперативный) контур саморегулирования. Канал C - это приказы по фирме, организация поставок, управление кадрами, складами и производством.

Трехуровневая схема автоматизируемого предприятия

содержит два взаимосвязанных контура регулирования

На третьем, концептуальном этаже находятся руководитель и консультанты, совместно принимающие стратегические решения о перестройке структуры фирмы и изменении ее долгосрочных целей. К ним по восходящему каналу E поднимаются аналитические отчеты о работе фирмы. Верхний (эволюционный) контур дает саморегуляцию системы с постепенной выработкой свойств и качеств, требуемых для успешной работы предприятия на рынке.

Обратите внимание: предложенная модель не учитывает действия высшего руководителя на уровне рядовых событий, т. е. его прямое вмешательство в каждодневный процесс. Еще раз подчеркну, что в данной модели третий этаж именно концептуальный и минимальный отсчет времени на нем - квартал, недаром задания внедренческой фирме на постановку или перестройку учетной системы (нисходящий канал B) спускаются не чаще раза в год, а то и в несколько лет.

Представленная модель автоматизации имеет высокий уровень абстракции, благодаря чему, с одной стороны, она хорошо применима к рынку в целом, а с другой - может быть полезна для анализа слабых и сильных мест любого конкретного автоматизируемого предприятия и его КИС. В этой статье мы используем предложенную схему для иллюстрации степени развития платформы "1С:Предприятие" и рыночной стратегии фирмы "1C".

До середины 90-х годов основной акцент в "1C" делался на организации ввода учетных данных (канал D) и совершенствовании самих методик компьютерного бухгалтерского учета, т. е. на алгоритмическом наполнении системы. Разработчики стремились снизить трудозатраты при вводе информации и обеспечить наиболее точное отражение производственных и торговых процессов в ИС. Канал С на тот момент был автоматизирован рудиментарно, в основном это касалось расчета зарплаты, равно как и канал E, в котором была автоматизирована лишь процедура составления баланса.

В 1996 г. фирма "1C" начала целенаправленно выстраивать нисходящий канал B, создав сеть партнеров-внедренцев, организованную по франчайзинговому принципу.

После выпуска "1С:Предприятия 7.0" особое внимание стало уделяться средствам генерирования всевозможной аналитической информации, необходимой руководителю (восходящий поток E). Информационный поток C в то время обслуживался вручную менеджерами среднего звена (за исключением таких процедур, как расчет зарплаты и составление смет в строительстве).

Отметим, что укрепление и совершенствование нисходящего канала B в сообществе "1C" продолжается и по сей день: за два последних года фирме удалось наладить типовую систему качества франчайзи (ТСКФ) и организовать сертификацию партнерских организаций по стандарту качества ISO 9000. Сами учетные системы (второй уровень) сегодня зачастую строятся из стандартных кирпичиков отраслевых решений, разрабатываемых многочисленными партнерами "1C".

В нынешнем году (с выходом платформы V8) фирма переносит фокус внимания на нисходящий канал C. Так, в первой же конфигурации для "восьмерки" ("Управление торговлей") реализованы специальные алгоритмы для автоматизированного управления складскими запасами, поставками и производством.

А теперь о горизонтальной связи A. Проблеме взаимодействия консультантов с руководителями автоматизируемых фирм сегодня посвящено множество публикаций в деловых изданиях, и большинство из них касаются психологии внедренческого бизнеса и человеческих взаимоотношений. Фирма "1C" и здесь не отстает, разворачивая новый проект "1C:Консалтинг" по конвейерной подготовке специалистов-консультантов для внедренческих организаций. На сегодня в проекте участвует около сорока организаций. Пока квалификации партнеров не хватает на полный спектр консалтинговых услуг, но, думается, через год-другой они смогут перейти от бухгалтерского консалтинга к управленческому.

Как видно по трехуровневой модели, фирма "1С" в своей деятельности так или иначе охватывает все элементы, необходимые для нормальной работы автоматизируемого предприятия. Отмечу, что новшества в технологической платформе "1С:Предприятие" версии 8.0 касаются всех информационных каналов - от B до E. Так, в B предусмотрен новый, более удобный для внедренцев язык описания конфигураций, а в D облегчен ввод данных об однотипных товарах, отличающихся друг от друга лишь незначительно (например, об одинаковых люстрах голубого и оранжевого цветов).

О судьбе верхнего контура регулирования директор фирмы "1С" Борис Нуралиев говорит так: "Я надеюсь, что "1С:Консалтинг" и "1С:Предприятие 8.0" со временем станут столь же привычным сочетанием, как "1С:Франчайзинг" и "1С:Предприятие 7.7"".

Наименее автоматизированный участок для систем "1С" - управляющий канал C. Думается, что именно его в будущем ждут существенные доработки, чтобы КИС помогала управлять не только по форме (т. е. распечатывать приказы и другие документы на соответствующих бланках), но и по существу.