В конце сентября Европейский парламент (www.europarl.eu.int) на своем очередном заседании одобрил в первом чтении проект документа о патентной защите в сфере программных разработок. Его принятие проходило в накаленной атмосфере ожесточенных споров и многочисленных поправок. Этому обсуждению предшествовали такие же жаркие дискуссии в рамках комиссии ЕС (www.eukommission.de), внесшей итоговый вариант текста на рассмотрение депутатов.
Директивы "О патентовании изобретений в сфере компьютерных приложений" призваны прояснить вопросы авторского права в софтверном секторе и создать юридическую базу для решения будущих правовых споров. По мнению создателей законопроекта, только на такой основе можно будет защитить разработки ученых и предпринимателей Старого Света от конкурентов из США и Японии. В ходе парламентских дебатов, однако, выяснилось, что ни у сторонников, ни у противников софтверного патентования нет четкого представления об объекте защиты. В итоге многие положения предложенного комиссией документа были отвергнуты как "заходящие чрезмерно далеко".
Объектами патентования парламентарии согласились признать только такие заявки, которые непосредственно связаны с техническими новациями; иначе говоря, чисто программные разработки или алгоритмы не могут быть зарегистрированы в качестве изобретений. Патентованию могут подлежать, скажем, компьютеризированная домашняя техника или тормозное устройство. Страсбургские законодатели надеются, что таким образом им удастся поставить барьер на пути потока "тривиальных решений": с 1986 г. Европейским патентным бюро в Мюнхене было выдано около 30 тыс. софтверных патентов, однако вряд ли многие из них заслуживают такого признания.
Интересно, что главными противниками одобренного документа выступают как раз те, кого авторы законопроекта, по их словам, собираются защищать в первую очередь, - предприниматели средней руки и программисты. С резкой критикой директив выступило, к примеру, Европейское объединение малого и среднего бизнеса: его членам вполне хватает нынешнего правового поля для обеспечения своих авторских прав. Принятие же директив чревато непомерными накладными расходами - от создания собственных юридических подразделений до выплат лицензионных отчислений. "Тот, кто патентует программные разработки, играет на руку "большим деньгам, а не большим мозгам", - утверждают их лоббисты (в основном - представители "зеленых" партий) в парламенте. - В выигрыше окажутся только крупные компании, располагающие хорошими юридическими отделами. Для них патент станет орудием не защиты, а нападения на конкурентов. В результате патентование будет лишь тормозить инновации".
В число недовольных входят и непосредственно разработчики программного обеспечения. В их рядах высказывается беспокойство, что вступление в силу новых нормативов затруднит улучшение иных софтверных решений, находящихся под патентной защитой. К самым рьяным идейным противникам патентования ПО относятся, разумеется, участники проекта GNU (www.gnu.org), они же члены Фонда свободного ПО, или FSF (Free Software Foundation, www.fsf.org), для которых любое ограничение в этой сфере - как красная тряпка для быка. Против патентования программ и алгоритмов сочли нужным выступить признанные авторитеты компьютерного мира, создатели ОС Linux Линус Торвальдс и Алан Кокс. В открытом письме в Европарламент они утверждают, ссылаясь на американский опыт, что патентование программ стимулирует не разработки, а траты на приобретение патентов и правовые споры. С другой стороны, по мнению представителя Общества информатиков, непризнание чисто софтверных решений в качестве объектов патентования вынудит инновационные фирмы регистрировать свои изобретения в другом, неевропейском экономическом пространстве.
Так или иначе, в ноябре одобренным парламентом директивам предстоит еще одно рассмотрение - уже в Совете Министров ЕС. Даже при беспроблемном прохождении всех инстанций они не вступят в силу раньше чем в конце этого года.