Страшно подумать: двадцать лет уже прошло с того дня, когда Ричард Столлман объявил в открытом письме о намерении приступить к созданию новой Unix-подобной ОС и, самое главное, предоставить ее в полное распоряжение всех желающих. Так был рожден проект GNU - "GNU’s not Unix".
Для работы над своим проектом Столлман просил поддержку у всего компьютерного мира, от производителей до пользователей, - в виде аппаратуры, денег, участия в разработках. Как известно, за поддержкой дело не стало, а вот с реализацией задуманного получилось не совсем так, как планировалось. Год за годом сообщается, что первый выпуск ОС GNU/Hurd "вот-вот" поступит во всеобщее пользование, однако и по сей день нет полной и стабильной версии системы. Как признают сами разработчики, нынешний вариант Hurd пригоден только в некритичных областях применения, но никак не в промышленной эксплуатации.
Другое дело, что кроме ОС Hurd в рамках проекта GNU добровольцами со всего мира было создано немало других программных продуктов. Многие из них, написанные квалифицированными специалистами университов или исследовательских подразделений софтверных фирм, вошли в золотой фонд ПО. Все они являются составной частью Фонда свободного ПО, основанного и возлавляемого самим же Столлманом. Сам по себе FSF - прекрасный пример подвижничества в сфере высоких технологий.
И все же не та или иная программа и даже не сам FSF - главное достижение Ричарда Столлмана. Без преувеличения можно сказать, что его основная заслуга перед потомками состоит в осмыслении и формулировке новой парадигмы информационного общества: ПО не может быть принадлежностью кого бы то ни было, оно свободно - в полном смысле этого слова. В том памятном письме от 27 сентября 1983 г. Столлманом была высказана идея, ставшая лейтмотивом всей его жизни: "Моим золотым правилом является то, что если мне нравится какая-то программа, я обязан предоставить ее всем тем, кто тоже хотел бы ее иметь". Следствием этого принципа, отражающего неприятие прав собственности на ПО, стал известный катехизис "Четырех свобод", сформулированный им же несколько позднее и постулировавший права свободного использования ПО, его изучения, копирования и распространения копий, а также его модификации. Этому кредо Столлман оставался верен в течение всего последующего двадцатилетия, посвященного "борьбе за освобождение программного продукта".