КОМПАНИИ

В мировой системе разделения труда небольшой, небогатый полезными ископаемыми остров вблизи материкового Китая - Тайвань - давно занял место крупнейшего производственного центра ИТ-индустрии. И хотя в последнее время местные фирмы все чаще переносят свои мощности в другие страны, где рабочая сила стоит дешевле (а значит, снижается себестоимость продукции), их бизнес-модель обычно не меняется. Нередко оставаясь за кадром, они являются опорой мощных, хорошо раскрученных брендов и создают питательную среду для рождения новых торговых марок. Названия таких фирм, как правило, ничего не говорят обывателю, но хорошо известны специалистам, отвечающим за развитие продуктовых линеек.

К. Й. Ли: "На наш взгляд, собственное производство -

это необходимый элемент для успешного проведения

исследований и новых разработок, он обеспечит выживание

компании в будущем"

Однако общая картина индустриального Тайваня не столь однородна, и здесь можно выделить звезды, претендующие на мировую известность. Одна из самых ярких - корпорация BenQ (www.benq.ru). Сформированная в ходе реструктуризации Acer Group (см. PC Week/RE, N 16-17/2002, c. 1) и возглавляемая энергичным и целеустремленным CEO К. Й. Ли, она активно взялась за продвижение собственного одноименного бренда на глобальные рынки, связав эту задачу с быстрым развитием всей корпорации. Если принять во внимание, что свой нынешний статус BenQ обрела в декабре 2001 г., когда мировая ИТ-индустрия переживала далеко не лучшие времена, финансовые результаты ее деятельности за последние два года (см. диаграмму) впечатляют, тем более что в первый же год (2002-й) собственный бренд обеспечил корпорации почти треть доходов - 900 млн. долл. К 2008 г. она планирует довести эту цифру до 5 млрд. долл.

Стратегия роста

Сегодня, оглядываясь назад, можно констатировать, что успех BenQ предопределили многие факторы и прежде всего - хорошо подготовленный старт. Фактически К. Й. Ли возглавил компанию еще в 1991 г., став президентом Acer Peripherals. В 2000 г. она была переименована в Acer Communications & Multimedia - новое название отразило стремление президента выйти на перспективные рынки коммуникационного и мультимедийного оборудования. Выделение этих видов продукции в самостоятельный бренд и очередная смена названия компании стали логичным продолжением стратегии, направленной на охват широкого круга потребителей, на которых прежняя торговая марка, ассоциировавшаяся с компьютерной техникой и серьезными решениями для корпоративного сегмента, не была ориентирована. Это, однако, не помешало ей поддержать на начальном этапе никому не известный бренд BenQ, в течение нескольких месяцев упоминавшийся в официальных документах с пояснением - Inspired by Acer.

Монитор со встроенным адаптером

для чтения флэш-карт

Довольно быстро необходимость в подобных пояснениях отпала. Сразу после обретения нового имени корпорация BenQ приступила к формированию собственного канала продаж. Помимо продуктов она предложила партнерам и хорошо продуманную маркетинговую политику - в то время, как корпоративные ИТ-бюджеты повсеместно урезались, BenQ сфокусировалась на конечном пользователе. Bring Enjoyment and Quality to Life (нести удовольствие и качество в жизнь) - эти слова, расшифровывающие название корпорации, стали ее девизом. А воплощается он через "продукты для жизни", а значит, для работы, учебы, развлечения и заполнения досуга. Тем самым, уловив одну из важных тенденций в изменении характера труда и отдыха, когда дом все чаще служит и местом работы, а в офисе необходимо находить время для расслабления, BenQ охватила два наиболее перспективных, с ее точки зрения, рыночных сегмента: потребительский и SMB (малого и среднего бизнеса). При этом она изначально сделала ставку на всё более модные цифровые технологии и взяла на вооружение сетевую парадигму, предполагающую широкую совместимость и взаимодействие выпускаемых корпорацией продуктов на основе открытых протоколов и стандартов.

Корпорация BenQ: показатели роста

Еще одним важнейшим фактором роста корпорации сам К. Й. Ли считает наличие собственного производства: "На наш взгляд, это необходимый элемент для успешного проведения исследований и новых разработок, он обеспечит выживание компании в будущем". BenQ имеет производственные мощности на Тайване, в Малайзии и Мексике, а также в Китае, где на территории более 600 000 кв. м размещено ее флагманское предприятие, выпускающее в год порядка 4 млн. цветных мониторов, 8 млн. клавиатур и 4 млн. сканеров. Но это лишь часть той инфраструктуры, на которую сегодня опирается корпорация. Другую часть составляют предприятия компаний, образующих вместе с BenQ холдинг BenQ Group (см. врезку). Своего рода жемчужиной в этом союзе, несомненно, является компания AU Optronics, образованная в результате инициированного К. Й. Ли слияния фирмы Acer Display Technologies с местным ее конкурентом Unipac Optoelectronics. В 2001 г. суммарный доход компании составил 1,1 млрд. долл., а уже в следующем - вдвое больше. Сегодня AU Optronics - третий в мире по обороту производитель жидкокристаллических TFT-панелей самого разного формата (от 1,5 до 46 дюймов по диагонали) и первый, приступивший к выпуску панелей для мониторов с временем отклика 16 мс. В самом начале сентября компания заявила о выходе по этому показателю на уровень 12 мс. На продукции AU Optronics зиждется мониторный бизнес BenQ, за прошлый год выросший, по словам К. Й. Ли, на 50%.

Наконец, успех корпорации во многом обусловлен и концентрацией усилий на наиболее перспективных регионах мира. "В целом мы позиционируем себя как глобальную компанию и стараемся действовать по всему миру, - говорит президент BenQ. - Однако азиатские страны расположены близко от нас, и прежде всего мы стремимся укрепить свои позиции именно здесь. Кроме того, стратегически важным рынком для нас является Европа, поскольку там не так много собственных крупных фирм, действующих в нашем сегменте, и европейские потребители хорошо принимают предлагаемую нами продукцию".    

Кто входит в BenQ Group

- Корпорация BenQ (www.benq.com) - производитель широкого спектра коммуникационных и мультимедийных устройств.

- Компания AU Optronics (www.auo.com) - разработчик и производитель LCD-панелей.

- Компания Daxon Technology (www.daxontech.com) - специализируется в области разработки, производства и маркетинга изделий на основе тонкопленочных технологий (оптических носителей, поляризаторов).

- Корпорация Darfon Electronics (www.darfon.com.tw) - производитель устройств ввода информации (оптических мышей, клавиатур) и компонентов для систем управления энергопотреблением и коммуникационного оборудования.

- Корпорация Airoha Technology (www.airoha.com) - производитель интегральных микросхем для беспроводных устройств (наладила выпуск ИС с совмещенными функциями GPRS/GSM- и WLAN-трансивера).

- Корпорация Copax Photonics (www.copax.com.tw) - разработчик и изготовитель высокопроизводительных оптически активных компонентов.

- Компания Darly Venture (www.darlyventure.com.tw) - центр стратегических инвестиций.

- Компания BenQ Guru Software (www.BenQGuru.com) - провайдер решений для электронного бизнеса и сервисов для корпоративных информационных систем. 

Enjoyment Network

По мнению главного бизнес-идеолога BenQ, компьютерные мощности сегодня стоят очень дешево, и потому особое значение обретают устройства, образующие цифровой интерфейс между человеком и окружающим его миром. Продуктовые линейки BenQ, выпускаемые четырьмя ее бизнес-подразделениями - Digital Media, Network Display, Imaging Network и Networking & Communications, как раз и нацелены на формирование такого интерфейса. Многих, наверное, удивит, что к настоящему времени BenQ занимает второе место в мире по выпуску LCD-мониторов, первое - по сканерам и накопителям DVD-ROM и четвертое - по мобильным телефонам (под собственной маркой BenQ продает их на Тайване, но большую часть производит по OEM-соглашениям для ряда хорошо известных в данном сегменте фирм). Однако это далеко не полный перечень ее продуктов. Наряду c LCD-мониторами BenQ поставляет широкую гамму CRT-устройств, а линейку DVD-ROM дополняют оптические дисководы всех типов, включая суперсовременные Slim-модели и выходящие из моды CD-ROM, которые тем не менее, как утверждает вице-президент и генеральный менеджер подразделения Imaging Network Виллиам Вонг, еще пользуются большим спросом, например в ряде стран Азии и Латинской Америки. Кроме того, корпорация производит плазменные дисплеи и MP3-плейеры, многофункциональные устройства (OEM-программа) и компоненты для организации беспроводных сетей, DLP-проекторы и цифровые камеры (в этот сегмент BenQ вышла в 2002 г., но уже в нынешнем, по словам г-на Вонга, рассчитывает продать около 1 млн. фотокамер).

Эти и другие цифровые продукты, согласно стратегии BenQ, должны сформировать вокруг пользователя сетевое окружение - Enjoyment Network, в котором каждый элемент может взаимодействовать с другим непосредственно или через промежуточное устройство. Сформулированная чуть менее года назад концепция Enjoyment Network - не что иное, как отражение конвергенционных процессов в сфере цифровых технологий. Во многом она перекликается с анонсированной Philips концепцией Connected Planet (см. PC Week/RE, N 34/2003, с. 14) и с идеями, воплощаемыми в продуктах корпорации Sony. Как и любая сеть, Enjoyment Network предполагает наличие концентратора - Digital Hub. По сути это и есть промежуточный компонент, призванный объединить все разрозненные клиентские устройства.

BenQ на мировом рынке

В принципе Digital Hub - это не столько конкретное изделие, сколько подход к унификации цифровых технологий. В настоящее время BenQ реализует его с помощью линейки мобильных компьютеров Joybook, первый из них (Joybook 8000) уже продается в некоторых странах более года. Снабженный ярким (200 кд/м^2) 15,2-дюймовым экраном с контрастностью 500:1 и соотношением сторон 15:10 (подобный формат сейчас входит в моду), мощной графической подсистемой, звуковыми динамиками, поддерживающими технологию объемного звучания SRS, и широким набором интерфейсов, этот компьютер был задуман как универсальный инструмент для работы и отдыха, а для упрощения выполнения различных операций с графическими и мультимедиа-файлами BenQ дополнила его программное обеспечение пакетом утилит Q-Media.

Этот LCD-телевизор со встроенной системой объемного

звучания SRS принимает сигнал по каналу Wi-Fi

Сегодня BenQ создает другие варианты Digital Hub. В частности, Mobile Digital Hub свяжет смартфоны и персональные медиа-устройства, а Home Hub, заменив домашний ПК, заодно объединит бытовые цифровые системы. Параллельно корпорация продолжает работу по расширению функций и непосредственной совместимости отдельных устройств. Например, у нее уже есть модели LCD-мониторов со встроенными адаптерами для флэш-карточек, благодаря которым, не включая компьютер, можно просмотреть на экране снимки, сделанные с помощью цифровой камеры. Наряду с ними на прошедшей в сентябре крупнейшей азиатской ИТ-выставке Computex’2003 демонстрировался LCD-телевизор, принимающий видеосигнал от DVD-плейера по радиоканалу стандарта 802.11b. Там же можно было увидеть и самый тонкий мультиформатный DVD-рекодер с входами для TV- и DV-сигналов. "У нас много хороших продуктов, - считает К. Й. Ли, - но, продолжая развивать концепцию Enjoyment Network, мы будем создавать новые".

BenQ в России

Вместе со всей корпорацией быстрые темпы роста демонстрирует и ее российское представительство, открытое в апреле 2002 г. Правда, из двенадцати выпускаемых BenQ продуктовых линеек в России представлены только четыре. "Прошло слишком мало времени после выхода компании на местный рынок, и мы пока не в состоянии потянуть все линейки, - пояснил глава представительства Юрий Студеникин. - Поэтому было принято решение сначала сфокусироваться на наиболее перспективных, с нашей точки зрения, продуктах - мониторах, оптических накопителях, сканерах и проекторах - и все ресурсы направить на их продвижение".

Изменение структуры продаж BenQ в России

В прошлом году представительство BenQ обеспечило себе довольно сильные позиции на рынке оптических накопителей (по данным компании, ее доля в поставках дисководов CD-ROM составила около 20%), а в нынешнем перенесло упор на быстро растущий рынок LCD-мониторов, одновременно расширив свою партнерскую сеть, - теперь у компании 12 дистрибьюторов и более 300 авторизованных партнеров. В результате уже к сентябрю нынешнего года оборот BenQ в стране составил столько же, сколько за весь предыдущий год. С учетом свойственного IV кварталу сезонного всплеска продаж в представительстве ожидают, что к Новому году итоги 2002-го будут превышены почти вдвое. Рассчитывать на такой исход позволяет и ощутимая поддержка штаб-квартиры, которая, например, в условиях общей нехватки LCD-мониторов на мировом рынке сохранила за Россией ее долю в поставках и проявляет должную гибкость в ценовых вопросах.

Перенос акцентов в бизнес-политике представительства в пользу быстро растущих сегментов рынка, естественно, сказался и на структуре продаж. Если год назад в ней доминировали оптические накопители, то теперь преобладают средства отображения - в основном LCD-мониторы и мультимедиа-проекторы. И та, и другая линейка у BenQ представлены весьма достойно благодаря высокому качеству LCD-матриц, выпускаемых на фабрике AU Optronics, и прямым связям с Texas Instrumens (BenQ является одним из четырех производителей, которым TI поставляет DMD-кристаллы для сборки DLP-проекторов).

В следующем году в структуре продаж также произойдут изменения - представительство BenQ намерено расширить число поставляемых на местный рынок линеек. Уже поступили в продажу клавиатуры и мыши, причем проведенная летом специальная акция дала хорошие результаты и позволила найти партнеров по этому виду продукции. Кроме того, в ближайшее время на рынке появятся MP3-плейеры Joybee (недавно заказана первая партия), и в представительстве надеются, что они не останутся не замеченными на рынке, поскольку BenQ выпускает уже третье поколение подобных устройств. В дальнейших планах - организация поставок и продвижение цифровых камер, оптических носителей и имеющих для BenQ концептуальное значение ноутбуков Joybook. "У BenQ есть много того, что мы еще не показали российским покупателям, - уверяет Юрий Студеникин. - Но со временем обязательно покажем".

Версия для печати