Итогом прошедшего в конце сентября в Гамбурге (ФРГ) конгресса Campus Innovation (www.campus-innovation.de) можно назвать две новости: хорошую и плохую. Хорошей новостью, без сомнения, является то, что тема этого форума - дистанционное обучение с использованием современных коммуникационных средств, или, короче, eLearning, - уже не проходит по разряду экзотики.
По подсчетам организаторов конгресса, в Германии осуществлено свыше 2300 проектов в сфере eLearning. В палитре предложений - анимированные лекционные материалы, видеозаписи самих лекций, дополненные необходимыми комментариями, компьютерное моделирование сложных, дорогих или опасных лабораторных экспериментов. Различаются и подходы: если при более традиционном пытаются виртуальным образованием лишь дополнить обычное, "присутственное", то в другом вырианте, реализованном, например, в виртуальном вузе (www.oncampus.de), упор сделан именно на онлайновом обучении, где "живой" контакт преподавателя и студента возникает только по необходимости.
Плохая новость: виртуальное образование - штука не из дешевых. До сих пор проекты в сфере eLearning финансировались из спецфонда федерального министерства образования (www.bmbf.de). На эти цели было выделено 220 млн. евро. Государственные субсидии, задуманные как инициирующий толчок, постепенно подходят к концу. Для онлайнового обучения наступает время добывать деньги самостоятельно, сохранив при этом доступность собственно образования.
Выход из создавшейся ситуации многие участники конгресса видят в дополнении образования как такового хозрасчетными курсами повышения квалификации. Последние же будут оплачиваться бизнесом, также в немалой степени заинтересованным в предложениях именно дистанционного обучения. Университеты, таким образом, претерпят определенную метаморфозу: от чисто учебных заведений к структурам, оказывающим образовательные услуги на базе самоокупаемости. Для этого им также придется в известной мере перестроиться: больше внимания обращать на темы, интересные бизнесу, и оперативно откликаться на спрос новыми учебными программами.
Совмещение под одной крышей храма чистой науки и рентабельной хозяйственной структуры остается сегодня задачей, не имеющей готового решения. Пока что очень немногие вузы могут похвастаться успехами в роли "службы образовательных услуг". В такой ситуации реальной поддержкой им могло бы, по мнению участников гамбургского конгресса, стать создание (под эгидой государства) общего для всех университетов консультационно-маркетингового агентства German Digital University, которое бы взяло на себя роль помощника в рыночных усилиях немецких образовательных заведений. Эта идея была сформулирована в документе, получившем название "Гамбургское заявление" и адресованном главе федерального министерства образования. Так или иначе, все участники конгресса сошлись во мнении, что без длительного и стабильного финансирования проект eLearning обречен на вымирание.