ВЫСТАВКИ
Прошедшая в последних числах октября выставка "Современная образовательная среда" состоялась в ВВЦ в пятый раз. Ее открытие было солидно обставлено присутствием значительных персон - заместителей министра образования Александра Киселева, академика Юрия Шленова и представителей столичного департамента образования. Нынешняя экспозиция включала в себя (хотя и без территориального разделения) три выставки, связанные с материальным и методическим оснащением образовательного процесса: собственно "Современная образовательная среда", а также "Материально-техническое оснащение" и "Мир без границ" (современные технологии обучения языкам). Последний раздел был в основном посвящен новым техническим средствам организации учебного процесса в области иностранных языков - дистанционные курсы, компьютерные обучающие программы для разных возрастов и уровней владения языком и пр.
Страница электронного учебника "Органическая химия" для средней школы, разработанного в Самарском аэрокосмическом университете
На второй выставке, как обычно, можно было увидеть разнообразное школьное оборудование - от столов, шкафов и лабораторной посуды до гербариев и муляжей цветов и внутренних органов человека. Здесь существенное место занимала тематика обеспечения пожаробезопасности образовательных учреждений, что, по всей видимости, было инспирировано участившимися в последние два года пожарами в школах и интернатах.
И наконец, самый обширный отдел демонстрировал посетителям, что сегодняшние представления об образовательной среде непосредственно связаны с информационными технологиями, среди которых ведущее место (хотя бы по объему того, что экспонировалось) отводится дистанционному обучению.
Вообще говоря, описать все новое, что было на выставке, весьма затруднительно, но мы постараемся осветить основные группы экспонировавшихся решений и технологий.
Системы для управления учебными заведениями
Компания "Аверс" (www.iicavers.ru) продемонстрировала несколько информационно-аналитических систем, предназначенных для образовательных учреждений разного уровня: "Директор" (с АРМами "Директор школы", "Секретарь", "Завуч", "Учитель", "Медиатека", "Здоровье", "Профилактика правонарушений"), "Школьная библиотека", "Образование в регионе" (система сбора, обработки и визуализации информации в интересах управления образовательными учреждениями с использованием ГИС-технологий). Последний продукт по результатам выставки был награжден медалью "Лауреат ВВЦ".
Страничка одной из "виртуальных лабораторий", где изучается конструкция самолета (разработчик - Самарский аэрокосмический университет)
REDLAB (www.redlab.ru) показала систему "Университет" для управления вузом и учебным процессом, а на конференции "Человеческое измерение в информационном обществе" рассказала об опыте ее внедрения в Волгоградском государственном техническом университете; была также представлена совместная разработка компании и Корпоративного авторизованного учебного центра REDCENTER - система дистанционного тренинга REDCLASS, включающая модули "Электронный учебник", "Тестирование", "Виртуальные лаборатории", "Анализ статистических данных", "Онлайн-консультации", среду разработки учебных материалов и систему удаленного администрирования учебного процесса.
НИИ ИТ Санкт-Петербургского госуниверситета (www.iti.spbu.ru) помимо фундаментальных и прикладных исследований в области программной инженерии и информатики занимается также разработкой конкретного ПО на благо родного вуза; на выставке были представлены три из них: "Абитуриент" (для автоматизации работы приемных комиссий факультетов и вузов), "Студент" (управление учебным процессом) и "Аспирант" (автоматизация деятельности отделов аспирантуры и докторантуры).
ИТЦ "Системы-Программы-Сервис" (www.sps.express.ru) работает в сфере информатизации управления образованием с 1993 г. и является официальным партнером департамента образования г. Москвы. Разработки этой компании представляют собой целую систему продуктов для автоматизации управления образовательными структурами разного уровня. Так, для средних учебных заведений созданы программные комплексы "Школьный офис" и "Ассоль", для окружных управлений - АИС "Электронный учебный округ", "Статистика", "Окружной методический центр", для столичного департамента образования - единая комплексная ИС (включает модули "Кадры", "Контингент", "Всеобуч", "Горзаказ" и др.).
Всероссийский форум "Современная образовательная среда" |
Всего участников - 233, в том числе:
· вузы - 43;
· средние учебные заведения (лицеи, колледжи, ПТУ) - 31;
· НИИ и другие научные учреждения - 12;
· региональные экспозиции - 7;
· коммерческие структуры - 26;
· другие организации - 114. В рамках форума состоялась всероссийская научно-практическая конференция "Человеческое измерение в информационном обществе":
· секция 1: "Пожаробезопасность образовательных учреждений";
· секция 2: "Социальное обеспечение и здоровье учащихся";
· секция 3: "Единая образовательная информационная среда";
· секция 4: "Преподавание языков". |
Смоленский промышленно-экономический колледж (www.spek.keytown.com) предложил целый букет разработок: Web-САПРиС (автоматизированное проектирование и сопровождение Web-сайта учебного заведения), "Электронный колледж" (комплекс программных модулей для организации учебно-воспитательной и административной деятельности в среднем специальном учебном заведении, программу "Тест" (генерирование тестов и организация тестирования), интегрированную ИС "Среднее профессиональное образование" (полнотекстовая нормативно-справочная система).
Дистанционные технологии в вузах
Свои достижения на выставке представили более 40 российских вузов: какие-то из них участвовали в составе региональных экспозиций, но многие выступили со своими стендами. Практически все они предлагали посетителям ознакомиться с программами дистанционного обучения и другими электронными образовательными ресурсами собственной разработки. Ряд вузов продемонстрировал успехи соответствующих подразделений - институтов и центров дистанционного образования, "виртуальных университетов" и пр. (Тамбовский ГТУ, ТюмГНГУ, Томский межвузовский центр ДО, Южно-Уральский, Омский и Петрозаводский госуниверситеты, Московский институт электроники и математики). Большинство вузов уже имеют наборы электронных учебников и мультимедийных курсов для ДО (так, в прайс-листе Томского госуниверситета их значится более 60), а некоторые создали собственные системы для поддержки дистанционного учебного процесса. Среди них - Ивановский энергетический университет (система дистанционного обучения и контроля знаний "Бумеранг"), МИЭМ (информационно-образовательная среда "ДО-онлайн") и даже колледжи: в Ростовском (на Дону) колледже связи и информатики созданы система поддержки ДО Umka и ПО для тестирования U_test; в Петрозаводском университете используют локализованную систему для ДО WebCT 4.0 Campus Edition (разработка компании WebCT).
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР
Курсы и электронные учебники предлагают многие вузы. Приведем лишь некоторые примеры. Центр новых информационных технологий при Самарском аэрокосмическом университете подготовил несколько линеек ЭОР: "Электронные средства обучения для средней школы", "Виртуальная политехническая лаборатория", "Электронные средства обучения для вузов и техникумов", причем многие разработки имеются одновременно и в Интернет-варианте, и на CD. Томский университет систем управления и радиоэлектроники совместно с Томским межвузовским центром ДО анонсировали свои мультмедийные издания для студентов "Вычислительная математика", "Концепции современного естествознания", "Основы теории управления", "Методы оптимизации", "Виртуальный практикум по физике" и др. Целый ряд учебников и электронных наглядных пособий на CD для средней школы продемонстрировал Республиканский мультимедиа-центр; впрочем, в его арсенале помимо учебных много компакт-дисков, выпущенных по заказу разных организаций - Министерства образования, Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, Гильдии мастеров-оружейников и др. Свои дистанционные курсы предлагали Тамбовские государственный и технический университеты; учебники в электронном виде издает ЮУрГУ (Челябинск).
К справочно-информационным относятся такие ЭОР, как "Электронная энциклопедия энергетики" (www.trie.ru), включающая электронные курсы (некоторые из них доступны через Интернет), тренажеры, справочники или справочно-информационный атлас "Русский язык", разработанный в Петрозаводском университете. Кстати, очень большой массив информации о русском языке предлагает портал "Грамота.ру" (www.gramota.ru): здесь 11 электронных словарей, обучающие игры, справочный раздел, учебные материалы для изучающих русский язык.
Конференции и другие мероприятия
Насыщенная конференционная программа стала весьма привлекательным моментом как для профессиональных посетителей, так и просто для людей, интересующихся современным образованием. Здесь прошла не только уже упоминавшаяся всероссийская научно-практическая конференция "Человеческое измерение в информационном обществе" (кстати, секция "Единая образовательная информационная среда" здесь была самой многочисленной - около 50 докладов), но и семинары, презентации, совещания (в частности, всероссийское - "Содержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений"), мастер-классы и круглые столы.