Рынок ПО распознавания речи оставил позади период общего для всей отрасли спада и постепенно переходит в стадию подъема. Это основной вывод проделанного компанией Gartner (www.gartner.com) исследования "Speech Recognition Telephony Software: Worldwide 2002-2007". В нынешнем году в данном сегменте софтверного рынка ожидается оборот в 130 млн. долл. Это, конечно, все равно на 10 млн. меньше, чем в рекордном 2000-м, но уже на 2 млн. больше в сравнении с прошлым годом.
Наиболее популярные области применения компьютерно-речевых технологий - центры телефонных услуг (call center), различные бизнес-приложения, а также Unified Communication. Самым крупным рынком ПО распознавания речи по-прежнему остается Северная Америка, на которую приходится 61% всех продаж. Затем идут Европа, Ближневосточный регион, Африка, в сумме дающие 26%. Не меняется когорта лидеров и у производителей: здесь пока еще тон задают компании Nuance и ScanSoft. Однако их дальнейшее доминирование уже под вопросом, поскольку интерес к речевым технологиям начали проявлять Microsoft, IBM и Intel. Как замечают аналитики Gartner, качество систем распознавания улучшилось за последние годы настолько, что ранжировать производителей по данному показателю более не представляется возможным.
Еще одно исследование в этом секторе проделали немецкие консалтинговые фирмы Heitzig Consult (www.heitzig-consult.de) и Strateco (www.strateco.de). Опросив представителей 220 предприятий, проведя многочисленные интервью с экспертами и проанализировав выборку из 400 примеров национальной и международной практики, они, по их собственным словам, "...создали руководство для всех тех, кому приходится решать вопросы внедрения систем распознавания речи".
Согласно данным исследования, у 55% опрошенных предприятий расходы на речевое ПО оправдали себя уже в течение первого года эксплуатации. Жители ФРГ в целом относятся положительно к таким разговорам. Ежедневно осуществляется 1,8 млн. телефонных диалогов, в которых одним из собеседников выступает "немецкоязычный" компьютер. По мнению руководителя компании Strateco Йенса Клемана (Jens Klemann), "в 2005 г. каждый четвертый немецкий бюргер будет регулярно использовать одну или несколько речевых систем для своих нужд". Массовое внедрение речевого ПО расчищает путь к форсированной и широкой автоматизации услуг, оказываемых клиентам.