Два месяца срока дали европейские парламентарии комиссии ЕС на то, чтобы она добилась наконец от администрации США прекращения практики долголетнего хранения личных данных авиапассажиров и приведения американского законодательства в соответствие с общеевропейскими правоположениями в этой сфере.

В своих требованиях депутаты Европарламента (www.europarl.eu.int) ссылаются на итоги прошедшей в середине сентября международной конференции по защите пользовательских данных, на которой, в частности, были приняты рекомендации, предусматривающие известные ограничения в вопросах обработки частной информации. Так, например, данные такого рода могут быть затребованы от потребителя только в заранее определенном, четко ограниченном реальными нуждами объеме. Их хранение, если оно и вправду необходимо, также должно происходить в условиях "строгих ограничений".

Как известно, с начала марта нынешнего года крупнейшие европейские авиакомпании (немецкая Lufthansa, British Airways, Air France, испанская Iberia, голландская KLM) обязаны предоставлять американским таможенным службам онлайновый доступ к служебной информации, системам резервирования и регистрации. Кроме того, спустя 15 минут после взлета авиалайнера, направляющегося из Европы в США, этим службам должна передаваться развернутая информация о находящихся на борту пассажирах (Advance Passenger Informationen, API). В случае отказа в предоставлении таких сведений компании рискуют не получить разрешение на посадку. По словам представителя Ассоциации европейских авиалиний (Association of European Airlines, AEA, www.aea.be), тем самым американской стороне открываются сугубо личные сведения о клиентах авиакомпаний, например их медицинские данные. В такой ситуации авиаперевозчики оказываются между двух огней: требования США идут вразрез с европейским законодательством в сфере обращения с частной информацией.

По опасениям депутатов, эти данные могут использоваться для целей, отличных от объявленных (безопасность страны), к тому же не исключено, что просочившись сквозь хранилища служб безопасности или внутренних дел, они попадут в распоряжение других ведомств, а то и просто окажутся доступными для третьих лиц. Таким образом, к главным требованиям Европарламента к американской стороне относится четкое формулирование правил, в каких конкретно случаях возможна передача данных и в каком объеме. Дискриминация по отношению к пассажирам-неамериканцам, считают парламентарии, совершенно неприемлема. Хранение же личных данных, согласно тем же требованиям, может допускаться только на время пребывания прилетевшего на территории США. Нынешний семилетний срок хранения этих сведений - а американское Агентство по безопасности на транспорте (Transportation Security Agency, TSA) хочет хранить информацию о пассажирах, представляющих "потенциальную опасность" для США, на протяжении ни много ни мало 50 лет - предусмотрен, по мнению европейцев, для целей, не имеющих ничего общего с борьбой против терроризма. Также важно, чтобы клиенты авиакомпаний получали информацию о том, как и для чего будут использованы их персональные данные, еще при покупке билета и в максимально полном объеме.

Заверения американской администрации о готовности США пойти навстречу требованиям ЕС были раскритикованы европейскими депутатами как "недостаточные" ввиду "отсутствия каких бы то ни было обязательств". До декабря, настаивают парламентарии, "очевидным нарушениям закона" должен быть положен конец.

Версия для печати