ОБЗОРЫ

Данный материал голосовых почтовых систем подготовлен автором по материалам выставки CeBIT’2003, из которых выяснилось, что интерес к такого рода системам есть не только у российских, но и у западных компаний. В статье сравниваются предлагаемые решения, делаются некоторые обобщения и выводы.

В обзоре все системы рассматривались с точки зрения архитектуры построения, используемых коммуникаций и сервисов для голоса. Автор будет признателен указанным в обзоре компаниям за замечания и уточнения по их разработкам.

Демонстрировавшиеся на выставке продукты по архитектуре построения можно разделить на системы, использующие перемещение сообщения по коммуникациям и не использующие его, т. е. обеспечивающие централизованную работу.

Системы с перемещением сообщения

Для этого класса систем характерно перемещение сообщения от точки записи до точки воспроизведения. Они применимы для массового использования, ориентированы на однородную сеть и реализованы в Интернете как независимо от существующих почтовых систем, так и в интеграции с ними.

В системе, которую предложила компания EDAN Service, источниками записи голосовых сообщений являются персональные средства компьютерной телефонии (СКТ). Это могут быть автоответчики, устройства записи телефонных разговоров. Владельцами таких систем становятся физические лица со своими домашними компьютерами или небольшие организации. Они могут быть разбросаны по любым точкам Интернет-сети, а записанные на их компьютеры голосовые сообщения будут доставлены на почтовый сервер, где с помощью Web-приложения пользователи смогут просмотреть пришедшую почту и прослушать сообщения прямо с сайта.

В данной системе не используется стандартная почтовая программа Outlook Express. Доставка на сервер, организация хранения и воспроизведения почты реализованы специально разработанными для этих целей программами. В предлагаемой компанией системе голосовые сообщения могут быть записаны с помощью СКТ и микрофона.

Для системы украинской компании Vimas technologies характерно то, что средствами Web-приложения на сайте фирмы можно с помощью микрофона записать голосовое сообщение и, указав электронный адрес, отправить его пользователю. Система чисто почтовая и использует средства Outlook Express для доставки голосовых сообщений и их воспроизведения. Сообщение оформлено в письме в виде ссылки.

Системы централизованной работы (без перемещения сообщения)

Наиболее широко представлен был на выставке именно этот класс систем.

Практически любая компания, имеющая отношение к телекоммуникациям, представляла инструментарий для передачи голоса. Для этих систем характерен классический подход, в них всегда организован многоканальный сервер приема и прослушивания сообщений. Абсолютно все такие разработки демонстрируют выход за рамки однородной сети. Если и раньше имелась тенденция к интеграции телекоммуникаций и это в первую очередь было связано с объединением телефонных сетей и Интернета, то на сей раз выставка продемонстрировала просто повальное распространение систем на сети мобильной связи.

Все фирмы, представленные на выставке и попавшие в поле зрения автора, среди которых CBOSS, Tecnomen, Teligent, SYS (System Yamt Sistemleri), VIPcom Parageno, Voice Robots, продемонстрировали свои решения на объединенных, неоднородных коммуникациях.

Такие системы создают для пользователя единое коммуникационное пространство, где, используя компьютер, КПК (карманный персональный компьютер), телефон (цифровой или аналоговый), мобильную трубку или IP-фон, можно в различных комбинациях принимать и о

Отдельные сервисы

Если тенденция к реализации систем на объединенных коммуникациях свойственна всем экспонентам, то такие сервисы, как преобразование голоса в текст (распознавание речи) и передача его в виде короткого сообщения на телефон или факс, а также преобразование текста в голос и передача его в виде голосового сообщения, предлагают далеко не все. Подобные услуги включены в системы иностранных производителей. Среди них компании SYS, Teligent, Voice Robots.

Российские компании такого сервиса не предлагают, и довольно трудно прогнозировать его появление в ближайшем будущем. Единственным предприятием, представленным на выставке и работающим в области распознавания речи, была компания из Санкт-Петербурга "Центр речевых технологий" (ЦРТ). Но исследования этой фирмы ограничены распознаванием голосовых команд навигации (управления работой компьютера) и идентификации пользователя.

Из иностранных компаний на проблемах распознавания речи специализируется Telisma. Данный вид услуг предлагается опционально, т. е. пользователь может приобрести голосовую почту без функций распознавания речи и преобразования текста в голос, а затем, при появлении такой необходимости, может дополнительно купить и эти функциональные модули.

Заслуживает особого внимания система Robot5 компании Voice Robots, которая полностью построена на распознавании и синтезе речи и работает при этом с Интернетом, ISDN, сетями мобильной связи. Это означает, что пользователь, позвонивший по любому из телефонов, используемых в этом коммуникационном пространстве, и дозвонившись до системы Robot5, может сделать заказ голосом и получить ответ о его размещении и выполнении тоже голосом. При этом необходимость в диспетчере на телефоне отпадает.

Единый интерфейс для всей входящей корреспонденции

Зарубежные компании, например VIPcom Parageno, Tecnomen, по-прежнему предлагают классический, идущий от систем компьютерной телефонии, единый интерфейс просмотра входящей корреспонденции. Если раньше общий интерфейс объединял сообщения, оставленные на автоответчик, факсы и электронную почту, то сегодня на одном интерфейсе собираются сообщения с любого источника коммуникационного пространства, не исключая факсы и электронную почту.

Голосовые команды

Широко внедряется голосовой интерфейс в информационные технологии. В основном он используется в управлении работой компьютера. Вместе с этим фирма Castel предложила систему голосовых команд Butler, применяемую для управления бытовыми приборами и техникой.    

Кто представлен на рынке голосовых систем

В пользу актуальности этого направления свидетельствует и наличие российского предприятия ЦРТ, специализирующегося на подобных системах.

Компания MediaSolution предложила наряду с традиционными возможностями работы на компьютере и голосовую навигационную систему для управления киоском. Российская фирма Vito Technology демонстрировала голосовой интерфейс для карманных персональных компьютеров Pocket PC.

Мы являемся свидетелями того, что голосовой навигационный интерфейс становится неотъемлемой частью любой программной системы. Для предлагаемого компаниями голосового интерфейса характерно локальное использование команд, поступающих через микрофон, подключенный к компьютеру. Однако команды могут поступать и по почте. Таким образом, у голосовой почты появляется еще один продукт доставки - голосовая команда, а мы в скором времени станем свидетелями создания систем, у которых команда будет иметь адрес доставки, дату и время выполнения и, доставленная по почте, она может быть выполнена сразу или в указанное отправителем время.

Вывод

Итак, прослеживаються следующие тенденции развития рынка голосовых почтовых систем:

- наблюдается объединение телекоммкникаций в единое пространство;

-средства голосовой почты и вообще системы телефонии становяться независимыми от коммуникаций;

- достаточно широко используются распознование речи и синтезаторы речи;

- активно внедряются голосовые системы навигации в управление работой компьютера и и информационные технологии;

- укрепляет свои позиции концепция использования голосовых команд в быту;

- системы, предлагаемых российскими компаниями, пока не используют распознавание речи и синтезатор речи;

- прогнозируется распространение сферы почтовых услуг на голосовые команды.