КОНФЕРЕНЦИИ
Словосочетание "ситуационный центр" (СЦ) даже у человека, далекого от информационных технологий, вызывает четкую зрительную ассоциацию с большим залом, огромными видеостенами и ареопагом высших руководителей, собравшихся почему-то именно здесь для решения неких экстраординарных проблем. Если отбросить понятное стремление топ-менеджеров отдельных компаний не отстать от моды и устроить у себя нечто похожее на ЦУП или диспетчерский зал РАО ЕЭС, создание ситуационных центров для ряда ведомств и корпораций - задача весьма актуальная и продиктованная реальными потребностями. Неудивительно поэтому, что около 480 специалистов разных предприятий сочли необходимым принять участие во второй конференции "Ситуационные центры: технологии, проекты, варианты решений", организованной Минпромнауки, Международным союзом приборостроителей и специалистов по информационным и телекоммуникационным технологиям и фирмой "Полимедиа" (www.polymedia.ru) и прошедшей в конце октября в Москве.
И хотя, открывая ее, генеральный директор "Полимедиа" Елена Новикова выразила надежду на то, что на нынешнем форуме акцент сместится с теоретических построений на обсуждение реальных проектов, все выступавшие в той или иной мере пытались дать определения и произвести классификацию решений и применяемых технологий. Думается, это далеко не случайно. С одной стороны, ситуационных центров пока не так уж много, все они по-своему уникальны, и вполне объяснимое отсутствие четких спецификаций для "штучных изделий" вызывает желание очертить круг решаемых ими задач. С другой стороны, за единой метафорой увешанного экранами зала скрываются, как правило, совершенно разные по концепции решения, и для их реализации необходима серьезная предварительная методологическая проработка.
Впрочем, нередко под сомнение ставится и сама целесообразность создания единого зала. Как рассказал начальник оперативно-планового отдела Минатома Анатолий Паншин, в состав их ситуационно-кризисного центра (СКЦ) входит около 40 ситуационных комнат. В этом министерстве убеждены, что из многочисленных функций СКЦ главенствующей является функция управления. А для ее выполнения должны быть решены задачи мониторинга ситуации, ее анализа и прогноза развития, выявления основных угроз нормальному режиму работы объектов и т. д. При этом вовсе не обязательно собирать всех экспертов в одном помещении: они могут находиться не только в разных комнатах, но и в других учреждениях (НИИ, КБ, заводах). Это означает, что СКЦ может быть и территориально распределенным: важно предоставить каждой группе экспертов информацию, необходимую именно им.
Говоря об управлении, г-н Паншин очень четко выделил те случаи, когда оно должно осуществляться из ситуационного центра. Для этого он предложил сначала разделить все ситуации на чрезвычайные и кризисные. Первые представляют собой события хотя и мешающие нормальной работе и жизни, но хорошо известные и понятные. Управление при этом сводится к некой заранее прописанной для каждой возможной ситуации последовательности действий. Вторые же характеризуются тем, что либо предварительно заготовленные методы управления не дают результата в случае их наступления, либо методов борьбы с ними просто еще нет. Еще одна особенность СКЦ, на которую обратил внимание г-н Паншин, состоит в том, что, будучи элементом системы кризисного управления, такой центр сам нередко работает в неординарных условиях и выход из строя любой его подсистемы чреват самыми серьезными последствиями. Задуматься над этим специалистов Минатома заставило реальное событие, произошедшее на одном из тренингов, когда неожиданно вышла из строя линия связи.
У Росэнергоатома, входящего в структуру этого министерства и отвечающего за эксплуатацию атомных электростанций, есть свой СКЦ, но в случае необходимости он может подключаться к СКЦ Минатома. Рассказывая о нем, начальник отдела НТЦ ВНИИАЭС по информационным технологиям Виктор Кочанов несколько неожиданно развил идею г-на Паншина о критериях целесообразности передачи управления ситуационным центрам. По его мнению, цель любой системы управления - парировать те или иные риски. Если вероятность возникновения некоего риска очень мала, то было бы весьма расточительно заранее создавать механизмы для его отражения и закладывать их в штатную систему управления. Для таких случаев и нужен ситуационный центр: собравшиеся в нем специалисты должны будут найти решение, исходя из конкретных особенностей сложившейся ситуации.
То, что каждое такое решение имеет уникальный характер, вовсе не означает, что оно больше никогда не пригодится. О необходимости создания в любом ситуационном центре базы прецедентов и предложенных способов решения проблем напомнил заместитель начальника ГУИС ФАПСИ Николай Демидов. Это означает, что такие центры должны иметь в своем составе средства для управления знаниями.
Технократическая концепция ситуационного центра как элемента системы управления, весьма логичная для атомной промышленности, в органах государственной власти будет встречена без особого энтузиазма. Этот вывод можно было сделать из выступления члена Аналитического совета Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ профессора Российской академии государственной службы Александра Райкова, рассказавшего об особенностях проведения в таких центрах стратегических совещаний. По его мнению, здесь не столь важно обеспечить оперативную доставку текущей информации, сколь создать участникам совещания условия для творческого осмысления ситуации и поиска решения.
На подобных совещаниях приходится искать ответы на весьма специфические вопросы. Например, какие аргументы помогут убедить высшие инстанции утвердить предлагаемую регионом целевую программу или план структурной реорганизации? Какова причина неэффективного расходования бюджетных средств? Вряд ли при этом необходимо иметь перед глазами детальную информацию, отображаемую в реальном масштабе времени. А вот наглядные визуальные образы, описывающие состояние сегмента экономики, социального слоя или окружающей среды, помогают активизировать творческое мышление и способствуют генерации нестандартных идей. При создании подобного ситуационного центра следует иметь в виду, что предмет обсуждения может каждый раз меняться, а ИТ-инфраструктура должна оставаться той же и быть адекватной решаемым задачам.
Еще одна особенность стратегического совещания в том, что оно происходит в условиях конфликта интересов разных субъектов, включая и его непосредственных участников. Поэтому здесь не обойтись без специально выделенного человека, осуществляющего функции модератора. Его роль особенно велика в связи с тем, что на совещаниях такого рода все решения должны, по мнению г-на Райкова, приниматься в рамках консенсуса, процедура голосования здесь неприемлема, так как она оставляет место для конфликтов. Идеи, изложенные г-ном Райковым, нашли применение при создании ситуационной комнаты администрации Ханты-Мансийского автономного округа.
Об интересном примере СЦ, ориентированного не столько на управление, сколько на мониторинг ситуации, рассказала директор информационного центра ВНИИ геосистем Евгения Черемисина. Для ситуационного центра Министерства природных ресурсов (МПР) характерны огромные объемы входящей информации, имеющей ярко выраженный пространственный характер. Она консолидируется и отображается на электронных картах местности, поддерживаемых современной ГИС-системой "Интегро", построенной на базе продуктов ESRI и Data+. Поскольку предварительная обработка и подготовка данных весьма сложной структуры (результаты дистанционного зондирования и спутниковой съемки) представляют собой трудную техническую задачу, для ее выполнения в составе СЦ МПР организовано специальное подразделение.
Карта оперативной обстановки состояния окружающей среды и природных ресурсов содержит более 40 слоев, восемь из которых имеют отношение к нефтегазовой отрасли. На ней практически в реальном масштабе времени можно наблюдать распространение лесных пожаров или зон затопления во время наводнений. Разумеется, поддерживаются запросы к БД, учитывающие пространственные отношения наблюдаемых объектов. В настоящее время ведутся работы по созданию системы трехмерной визуализации на основе продукта GeoGlobe.
Очень эффектная демонстрация возможностей стереоскопической трехмерной визуализации состоялась во время доклада генерального директора Института физико-технической информатики Станислава Клименко. Идея очень проста: на основе трехмерной модели формируются два плоских изображения стереопары, которые, будучи спроецированы с помощью двух современных видеопроекторов на общий экран, с высокой точностью налагаются друг на друга. Здесь важно то, что световой поток от каждого проектора проходит свой поляризационный фильтр, и поэтому при наблюдении за экраном через поляризационные очки достигается удивительно реалистический эффект объема.
К сожалению, пока что такая технология применяется для решения задач, не имеющих прямого отношения к СЦ. Нет даже умозрительных проектов ее использования для оценки ситуаций. А ведь у инновационных способов визуального отображения информации огромный потенциал. На это обратил внимание в своем выступлении директор ИППИ РАН Николай Кузнецов, вспомнивший, что при работе на тренажерах специалисты на основе довольно абстрактных визуальных образов порой очень точно определяли характеристики (в том числе и количественные) управляемых ими процессов.
Трудно представить, как можно прогнозировать развитие ситуации или управлять ею без хорошей модели управляемого объекта. Действительно, модели в той или иной степени используются всеми СЦ, но при этом вопросы их достоверности и качества обсуждаются крайне скупо. Поэтому рассказ г-на Кузнецова о моделях поведения электората, нашедших применение в ряде ситуационных центров штабов партий и объединений, вызвал живой интерес у участников конференции. Сегодня, в период общественной стабильности, программы всех партий очень близки, и поэтому на первый план выходят не они, а точечные адресные программы, заявления и действия. Какие? Это и должен решать партийный СЦ, но его экспертам нужны способы определения удовлетворенности электората (как реальной, так и прогнозируемой) теми или иными действиями и инициативами. И здесь не обойтись без моделей. По словам г-на Кузнецова, созданные его группой модели, позволяют достаточно точно предсказывать поведение разных электоральных групп.
Сколь точны такие предсказания? Каковы границы применимости моделей? Вероятно, ответы на подобные вопросы известны разработчикам моделей, но не политикам и специалистам по "пиару". Проблема эта касается моделирования самых разных предметных областей. На нее обратил внимание и Николай Демидов, отметив дефицит в СЦ специалистов "промежуточного слоя", способных стать связующим звеном, между ИТ-персоналом и экспертами в предметной области.
Модели являются центральным элементом и единственного тиражируемого решения под названием "Центр стратегического моделирования", представленного на конференции заместителем директора по развитию бизнеса отделения систем имитационного моделирования компании IBS Ольгой Тимохиной. В его составе - программно-техническая инфраструктура залов для руководителей, экспертов и групп поддержки, а также набор моделей (социально-экономических, мониторинга СМИ, электоральных предпочтений и т. д.). Если социально-экономические модели сводятся просто к алгоритмам консолидации первичной информации перед загрузкой ее в информационное хранилище, то остальные базируются на методах имитационного моделирования. Стоимость такого решения, по словам Ольги Тимохиной, зависит от числа используемых моделей и пожеланий заказчика по их настройке на те или иные задачи.
Следует отметить, что из представленных на конференции систем, за исключением решения IBS, все остальные являются уникальными и созданы под свои нужды специалистами крупных министерств и ведомств. В нынешнем году на конференции речь шла в основном о ситуационных центрах тех же организаций, что и в прошлом. Свидетельствует ли это о крайней узости рынка СЦ? Думается, нет. Интерес к таким решениям велик и в региональных властных структурах, и в федеральных министерствах, да и многие крупные компании и холдинги давно обзавелись технологиями ситуационного управления. Вероятно, просто сегодня не все они готовы делиться своим ноу-хау. Изменится ли ситуация в следующем году?