СЕМИНАРЫ
Разного рода преступления в сетях связи давно уже наносят ощутимый ущерб операторским компаниям, которые, в свою очередь, стремятся закрыть все лазейки для злоумышленников и внедряют профессиональные способы минимизации таких потерь. Недавно этому вопросу был посвящен специальный семинар "Борьба с мошенничеством в телекоммуникационных сетях", организованный компанией IBS (www.ibs.ru) совместно с ее партнером в области OSS/ BSS-систем (Operations Support Systems/ Business Support Systems - системы поддержки операций/системы поддержки бизнеса) фирмой Subex Systems (www.subexgroup.com).
В 90-е годы прошлого века во всем мире наблюдался расцвет услуг связи - строились новые АТС, широко внедрялась мобильная связь, голосовая почта, телефонные карточки и многое другое. Бурное развитие телекоммуникационного рынка сопровождалось не только увеличением прибыли провайдеров, но и ростом мошенничества в сетях связи, о чем свидетельствуют оценки ведущих аналитических агентств и ассоциаций операторов.
Кирилл Перминов: "Внедрение Fraud Management System
позволяет выработать эффективный механизм
защиты от мошенничества в операторских компаниях"
На сегодняшний день объем потерь мировой отрасли связи от действий злоумышленников, по различным оценкам, составляет от 18 до 52 млрд. долл. в год. При этом самыми популярными видами мошенничества являются махинации с абонентами, мошенничество с СРЕ (оборудованием, расположенным на площадях клиента) и кражи идентификационной информации. На семинаре было отмечено, что атакам подвержены как сети мобильных операторов, так и сети традиционных и альтернативных операторов связи.
Появление каждого нового вида связи, любых современных сервисов сопровождается попытками "нагреть руки" на открывающемся направлении обслуживания - это касается и мобильных телекоммуникаций, и телефонных номеров серий 800/900, и голосовой почты. Например, в США и ряде других стран из-за несовершенства оборудования и ПО, недостаточно продуманных правил пользования связью клиентам, подписавшимся на новые услуги, порой стали приходить необоснованные счета на 15 тыс. долл. и более.
Многие приемы преступников уже раскрыты, но постоянно возникают другие аферы, которые наносят серьезный урон компаниям. Статистика свидетельствует, что ныне объем ущерба от единичного случая мошенничества снижается, но число таких случаев растет.
Помимо прямых потерь от действий злоумышленников возникают и косвенные: снижение эффективности использования внутренних ресурсов оператора (как программно-аппаратных, так и человеческих); потеря доверия лояльных пользователей и снижение удовлетворенности клиентов качеством обслуживания; замедление темпов развития фирмы и процессов вывода на рынок новых услуг и сервисов и др.
Крупные зарубежные компании были вынуждены тратить дополнительные средства на установку специального оборудования, привлечение технических экспертов и юристов, судебные издержки. К концу 90-х они стали объединяться в ассоциации для совместной борьбы с этим злом.
По данным организации CFCA, 80% операторов признают, что общий объем афер постоянно увеличивается; 45% операторов утверждают, что телекоммуникационное мошенничество зарождается внутри их компаний; многие предприятия связи склонны считать, что жульничество с УПАТС, голосовой почтой и телефонными карточками выходит из-под их контроля.
Что касается отечественного рынка, то в РФ пока нет национальной ассоциации, занимающейся вопросами борьбы с мошенничеством, и нет объективных данных о размахе преступлений на сетях связи. Некоторые операторы признают, что теряют 7-10% своих доходов от действий злоумышленников. Ущерб российских компаний сотовой связи, по оценкам международных организаций, превышает 10% оборота.
Поэтому условием выживания для многих операторов связи на современном рынке является поиск решений, адекватных текущему моменту и способных не только повысить эффективность бизнеса, но и максимально снизить потери. Один из реальных путей уменьшения потерь - борьба с мошенничеством, которое в настоящее время уже достигло масштабов организованного бизнеса.
Эффективной мерой пресечения махинаций считается внедрение системы Fraud Management, которая позволяет создать безопасную среду для внутренних и внешних пользователей услуг, полностью соответствующую потребностям операторов связи.
Коммерческий директор компании Subex Systems Винод Кумар представил линейку решений для борьбы с мошенничеством в сетях операторов, основными задачами которых являются поиск и обнаружение различных типов афер, пресечение новых попыток нелегального доступа лиц, уже уличенных в подобных преступлениях, предоставление полной и всеобъемлющей информации по типам и объему мошенничества в сетях.
По данным Subex, атакам мошенников подвержены сети около 59% телекоммуникационных компаний по всему миру. При этом 35% европейских операторов связи ошибочно классифицируют потери от махинаций как невозвратные убытки.
Заключительная часть семинара была посвящена рассмотрению примеров использования Fraud Management System типа Ranger для уменьшения потерь от действий аферистов. Ranger имеет функции предварительной проверки абонентов, сбора и обработки информации о вызовах, анализах CallDNA (своего рода составление ДНК абонентов), оценки звонков и генерации сигналов тревоги. Он также обладает многоуровневой системой отслеживания и обеспечения безопасности для сдерживания внутреннего мошенничества, имеет модуль управления кредитами для обеспечения процедуры оценки и анализа платежеспособности клиентов, поддерживает широкий ряд различных платформ.
Кирилл Перминов, руководитель направления OSS/BSS-систем компании IBS, и Винод Кумар рассмотрели примеры таких видов преступлений, как аферы с контрактами и внутреннее мошенничество при участии сотрудников оператора связи, а также махинации с превышением кредитного лимита, перенаправлением звонков, с рассылкой SMS и т. д.
Семинар, который посетили представители более 30 крупнейших российских телекоммуникационных компаний, вызвал весьма живой интерес участников. Он, по нашему мнению, имеет не только познавательное значение, но и может содействовать развитию новой сферы деятельности компаний, повышающей эффективность их бизнеса, консолидации операторов на основе общих проблем, а также способствовать делу борьбы с преступлениями на сетях связи страны.