ERP-СИСТЕМЫ

Включение корпорацией Microsoft направления ERP-систем в сферу своих непосредственных интересов, как и ожидалось, привело к существенному изменению ситуации в этом динамично развивающемся сегменте рынка. И дело тут даже не в том, какую долю рынка сегодня занимают решения Microsoft Business Solutions (MBS), - всем понятно, что она будет увеличиваться: раз Microsoft решила заняться данным сегментом, то это всерьез и надолго. Но как будет конкретно выглядеть схема ее действий в ближайшей будущем и в отдаленной перспективе?

Зная историю Microsoft, можно было изначально предположить, что направление бизнес-решений интересует корпорацию не само по себе, а в контексте реализации общей стратегии продвижения платформы Microsoft. Более того, представлялось весьма вероятным, что появление MBS непосредственно связано с задачей массового перехода заказчиков на архитектуру .NET (см. PC Week/RE, N 14/2003, с. 48). Анализируя нынешнюю ситуацию, можно констатировать, что в целом эти прогнозы оправдываются.

Рис. 1. Разработка MBF-приложения в среде Visual Studio/Whidbey

Действительно, в течение прошедшего 2003 финансового года Microsoft форсированными темпами провела интеграцию приобретенных компаний (Great Plains, Solomon, Navision, Damgaard) в свою корпоративную структуру, имеющую матричное строение. С одной стороны, MBS представляет собой отдельный бренд (один из семи) корпорации. С другой - как самостоятельное и самодостаточное подразделение (как это было еще год назад) оно уже фактически не существует: подавляющее число его основных функций - разработка, локализация, работа с партнерами - переданы в ведение соответствующих глобальных департаментов Microsoft. Внешне все это пока не очень заметно для партнеров и клиентов, но вскоре может привести к серьезным последствиям. Например, в ближайшее время для распространения некоторых продуктов MBS, в частности Microsoft CRM, будет задействована вся партнерская сеть корпорации, а не только специализированные партнеры MBS.

Рис. 2. Программная модель Microsoft Business Framework будет

реализована в двух последующих выпусках инструментария Visual Studio

и среды .NET Framework - Whidbey и Orcas

Однако организация бизнеса - дело, конечно, очень важное, но клиентов и партнеров больше интересует, как будут развиваться технологии MBS. Ведь всем понятно, что, как бы долго ни обеспечивалась поддержка унаследованных продуктов (в Европе - Axapta и Navision, в США - Great Plains и Solomon), на смену им должны прийти новые унифицированные решения, построенные - это было совершенно очевидно изначально - на базе идеологии .NET Framework *1.

_____

*1 Microsoft обещает обеспечивать поддержку и развитие унаследованных продуктов MBS как минимум еще десять лет. Любопытно посмотреть, как эти заявления будут выполняться после выпуска новой технологической платформы.

О том, что будущая бизнес-платформа будет называться Microsoft Business Framework (MBF), стало известно еще год назад, но информация о технических деталях и, самое главное, о сроках ее появления широкой публике не сообщалась. Особенной пеленой таинственности была покрыта эта тема в России - специалисты местного представительства явно предпочитают не обсуждать вопросы будущих технологий, ссылаясь на то, что первые бизнес-приложения на базе MBF появятся не ранее 2006 г. Однако информация, поступающая из зарубежной прессы и из самого Редмонда, свидетельствует, что ситуация может измениться существенно быстрее.

Рис. 3. Схема будущего взаимодействия с партнерами и заказчиками

В частности, в сентябре стало известно, что Microsoft открыла партнерскую программу MBF Technology Adoption Program, в рамках которой 15 ведущих разработчиков ERP-решений получили возможность не только изучения новой платформы, но и разработки собственных продуктов на ее основе (в России представлен только один из этих партнеров - Scala Business Solutions) *1. А на прошедшей в конце октября в Лос-Анджелесе конференции Microsoft Professional Developers Conference 2003 (PDC’2003), отвечая на вопрос о сроках выпуска платформы MBF, старший вице-президент группы "Серверы и средства разработки" корпорации Microsoft Эрик Руддер сказал, что ее первый публичный вариант должен появиться до конца 2004 г. одновременно с выходом следующих версий SQL Server/Yukon и Visual Studio/Whidbey. Дополнительную информацию удалось получить на PDC’2003 в ходе презентации, посвященной разработке приложений на базе MBF.

_____

*1 К сожалению, наши отечественные компании-разработчики не только не участвуют в данной программе, но и, похоже, не очень интересуются такой возможностью. А ведь, как известно, именно смена технологий дает хорошие шансы новым игрокам для рыночного прорыва.

MBF: что нас ожидает?

Итак, MBF - это иерархический комплекс высокоуровневых программируемых объектов-абстракций, предназначенных для разработки и развертывания бизнес-приложений на основе распределенной сервис-ориентированной архитектуры. MBF реализован на базе библиотек классов .NET Framework и сам, в свою очередь, является расширением данной среды с базовым пространством имен Microsoft.BusinessFramework. Разработка бизнес-приложений выполняется в среде Visual Studio с помощью набора специализированных инструментов. Соответственно при этом можно использовать любые .NET-языки (VB.NET, C#, J# и пр.), а также все объекты и функции .NET Framework. Команда разработчиков MBF входит в состав подразделения Visual Studio Development.

MBF реализован на базе так называемой "предписывающей" (prescriptive) архитектуры, когда логика взаимодействия объектов в значительной степени предопределяется выбором абстракций верхнего уровня. В то же время система представляет собой многоуровневый набор компонентов-образцов (patterns) для построения бизнес-слоев (микро-, низко- и высокоуровневая логика), а также для управления пользовательским интерфейсом.

В ходе презентации участникам PDC’2003 были продемонстрированы возможности создания бизнес-приложений на основе MBF на примере прототипа Visual Studio/Whidbey (рис. 1) с использованием компонентов Entities (сущности), Operations (операции) и EntityCubes (аналитика).

MBF появится на рынке после того, как будет реализована в двух последующих версиях Visual Studio и .NET Framework (рис. 2):

· Whidbey (2004 г.) - базовые компоненты программной модели и инструменты;

· Orcas (2005 г.) - расширенные сервисы, компоненты и инструменты (развитой пользовательский интерфейс, средства составления отчетов, поддержки бизнес-процессов и пр.).

Весьма примечательно, что тема MBF рассматривалась на секции "Управление данными". Это подтверждает сделанное ранее предположение о том, что новая технология будет достаточно жестко привязана к СУБД Microsoft, в первую очередь к следующей версии SQL Server - Yukon (см. PC Week/RE, N 14/2003, с. 48). Как известно, Visual Studio/ Whidbey включает в себя интегрированную поддержку Yukon.

Стратегия продвижения

Кроме обсуждения сугубо технических вопросов построения MBF, на презентации была приведена интересная схема будущей организации делового сотрудничества по продвижению новых технологий (рис. 3). Из нее видно, что партнерская сеть будет включать три вида компаний:

· ISV 1-го уровня: разработчики базовых бизнес-приложений, распространяемых по собственным каналам поставок;

· ISV 2-го уровня: разработчики специализированных расширений к базовым приложениям, интеграторы систем.

· VAR: компании, занятые внедрением решений и простыми доработками готовых приложений.

Здесь же указаны варианты поставок продуктов группам заказчиков:

· малые предприятия: приобретение готовых решений через VAR-партнеров либо через розничные продажи;

· средние предприятия: покупка решений с возможностью их доработки;

· крупные предприятия: в дополнение к получению готовых решений могут разрабатывать собственные приложения для внутреннего применения.

Здесь нужно отметить один важный момент: собственно "чистая" платформа Microsoft Business Framework будет доступна лишь компаниям-разработчикам 1-го уровня, а также крупным корпоративным заказчикам. Все остальные могут использовать MBF только в рамках применения готовых базовых решений.

Судя по всему, на сегодняшний день круг партнеров 1-го уровня в целом уже определен - это те самые 15 компаний, которые уже стали участниками MBF Technology Adoption Program. Но тогда возникает естественный вопрос: в каком качестве позиционирует себя в данной схеме сама Microsoft? Будет ли она поставлять готовые решения или ограничится созданием среды исполнения и средств разработки?

Хотя уже известно, что Microsoft трудится над собственным бизнес-приложением под кодовым названием "Green" на базе MBF, смещение акцентов в пользу второго варианта представляется вполне вероятным. В конце концов, главное для корпорации - продвижение платформы.

Версия для печати