ВИДЕОАКСЕЛЕРАТОРЫ

Судя по результатам III кв. текущего года, всем трем основным игрокам на рынке графических решений для персональных компьютеров - Intel (www.intel.ru), NVIDIA (www.nvidia.com) и ATI (www.ati.com) - есть чем похвастать. Так, согласно данным аналитической компании Mercury Research (www.mercuryresearch.com), Intel удерживает в этом сегменте абсолютное первенство за счет поставок чипсетов с интегрированной графикой. Эксперты отмечают рост популярности таких решений среди потребителей и к настоящему времени их долю на рынке оценивают в 55%, причем примерно 40% приходится на долю Intel.

Флагманские графические платы: NVIDIA GeForce FX 5950 Ultra и ATI Radeon 9800 XT

Рыночное положение NVIDIA (25%) и ATI (22%) в целом скромнее, но тем не менее первая из них контролирует 62% поставок кристаллов для дискретных десктопных графических адаптеров, а вторая безоговорочно лидирует в сегменте графических процессоров для ноутбуков, где на нее приходится 71% продаж. Кроме того, следует признать, что несмотря на популярность относительно дешевых систем с интегрированной графикой, прогресс в области графических решений для ПК сегодня определяется главным образом достижениями этих двух компаний.

Модернизованные новинки ATI

В конце сентября ATI анонсировала два новых продукта для верхнего и среднего ценовых сегментов: Radeon 9800 XT и Radeon 9600 XT, разработанных на базе кристаллов R360 и RV360 соответственно. По сути новые кристаллы являются доработанными версиями старых R350 и RV350. Они функционируют на более высоких частотах, но в целом их архитектура не претерпела серьезных изменений.

Видеоакселератор Radeon 9800 XT (цена от 490 до 520 долл.) с интерфейсом AGP 8x и 256 Мб видеопамяти DDR должен заменить не снискавшую себе популярности на рынке 256 Мб версию Radeon 9800 PRO, в которой применена дорогая память DDR2 (см. PC Week/RE, N 15/2003, стр. 15). Он произведен по 0,15-микронному технологическому процессу и по сравнению с предшественником обладает несколько лучшими характеристиками (см. таблицу). Прирост в тактовой частоте ядра по сравнению с Radeon 9800 PRO составляет примерно 8%. Но в отличие от предыдущей версии кристалла графические платы на базе R360 способны динамически повышать частоту ядра до 432 МГц, а это приводит к увеличению производительности уже на 13%.

Архитектура Radeon 9800 XT предполагает наличие восьми конвейеризированных пиксельных процессоров и четырех геометрических процессоров - больше, чем у новинок NVIDIA. Для оптимизации изображения используются патентованные технологии SmartShader 2.1, SmoothVision 2.1, TrueForm 2.0 и VideoShader, а для экономии полосы пропускания шины данных локальной памяти - технология HyperZ III+ (аналогичное решение представлено NVIDIA в технологии Intellisample HCT). В итоге максимальная скорость заполнения графической сцены у Radeon 9800 XT достигает 3,296 млрд. текселей в секунду.

Конструкторы ATI существенно переработали систему охлаждения новой видеоплаты. Теперь она снабжена массивным медным радиатором со смещенным относительно центра процессора вентилятором большого диаметра. Вся конструкция весьма компактна, благодаря чему плата не блокирует доступ к соседнему гнезду PCI, в отличие от некоторых версий GeForce FX.

Среди других особенностей Radeon 9800 XT следует отметить поддержку интерфейса VIVO (Video Input/Video Output), при этом возможность вывода видеосигнала на телевизор и другую бытовую технику реализована на уровне визуального процессора (VPU), а для оцифровки входного сигнала требуется установка микросхемы Rage Theater (в референсной плате ATI предусмотрела место для ее установки).

Графическое решение среднего ценового диапазона Radeon 9600 XT (стоимостью от 190 до 220 долл.) работает на частоте 500 МГц и оснащено 128 Мб видеопамяти DDR. Частота 128-разрядной шины памяти составляет 300 МГц, что соответствует вдвое более высокой частоте обмена данными (600 МГц). Заявленная производителем максимальная скорость заполнения графической сцены - 2 млрд. текселей в секунду.

Ответный ход NVIDIA

Спустя почти три недели после презентации видеоакселераторов ATI компания NVIDIA выпустила графические процессоры GeForce FX 5950 Ultra (на кристалле NV38) и 5700 Ultra (NV36), изготовленные по 0,13-микронным технологическим нормам.

Первый из них представляет собой доработанную и слегка ускоренную версию GeForce FX 5900 Ultra и позиционируется как прямой конкурент ATI Radeon 9800 XT. Кристалл NV38 работает на частоте 475 МГц (увеличение на 6%), 256-разрядная шина памяти DDR - на частоте 475 (950) МГц. NV38 снабжен тремя геометрическими и четырьмя пиксельными процессорами (ожидаемого увеличения числа последних до восьми не произошло).

Хотя система охлаждения для этого акселератора также была переделана, недостатки прежнего решения, касающиеся размеров платы, не были устранены, и она по-прежнему блокирует доступ к первому разъему PCI. Вместе с тем GeForce FX 5900 Ultra стоит дешевле своего соперника (американские онлайновые магазины предлагают этот акселератор по цене от 425 до 485 долл.), и это должно дать компании дополнительный козырь в конкурентной борьбе.

Модель GeForce FX 5700 Ultra на базе нового кристалла NV36 пришла на смену GeForce FX 5600 (NV31). Графический процессор NV36 работает на частоте 475 МГц и снабжен 128-разрядной шиной памяти, тактируемой сигналом с частотой 450 (900) МГц. Стоит отметить, что в данном акселераторе применена более скоростная и дорогая память DDR2. Но рекомендованная цена решения GeForce FX 5700 Ultra составляет порядка $200. Неизвестно, является ли это результатом агрессивного маркетинга в ущерб себе или же компании удалось каким-то образом снизить себестоимость изделий такого класса.

Оба продукта соответствуют требованиям спецификации DirectX 9.0, поддерживают технологию экономии пропускной полосы шины локальной памяти Intellisample HCT и снабжены ускорителем прорисовки теней UltraShadow. Подсистема CineFX 2.0 позволяет обсчитывать спецэффекты кинематографического качества со 128-разрядной точностью.

Конец "олигархии"

Решения класса hi-end не приносят вендорам значительных доходов, но, выводя их на рынок, компании демонстрируют достигнутый ими технологический уровень. По производительности старших моделей графических процессоров в современных приложениях ATI и NVIDIA имеют относительный паритет. При этом многие эксперты сходятся во мнении, что в продукции ATI лучше реализованы технологии пиксельных шейдеров и сглаживания изображения, а GeForce FX 5950 Ultra превосходит своего соперника по качеству анизотропной фильтрации.

В этой ситуации, очевидно, основным критерием выбора для многих пользователей станет цена продукта, и, по всей видимости, NVIDIA готова к широкомасштабному снижению цен на все представленные в ее линейке модели.

Сравнительные характеристики новых продуктов ATI и NVIDA

В то же время положение ATI на рынке упрочивают заключенные ею партнерские соглашения с рядом ведущих OEM-производителей (в частности, с ASUSTeK и Gigabyte), а также выгодные тендеры на поставку продукции для Motorola и систем XBox2 фирмы Microsoft.

На новый виток конкурентная борьба между двумя компаниями выйдет в следующем году, когда NVIDIA выпустит на рынок кристаллы NV40 и NV44, а ATI - R400. Пока об их архитектуре известно немного, но, по заявлению производителей, они будут поддерживать технологии Vertex Shader 3.0 и Pixel Shader 3.0, предусмотренные спецификацией DirectX 9.0.

Ситуация становится еще более неоднозначной с выходом на рынок новых игроков, например компаний XGI и S3, имеющих весьма серьезные намерения потеснить "графических олигархов". Так, семейство графических процессоров XGI под названием Volari уже получило поддержку компаний C.P. Technology (торговая марка - PowerColor) и Club-3D (см. http://pcweek.ru/?ID=308042), а в ближайшем будущем может заручиться поддержкой ASUS, ABIT, Gigabyte и MSI.