СЕМИНАРЫ
Компания NV Consulting (www.nvconsulting.net) провела в Москве первый российский специализированный семинар "Управление сетями". Как отметил ее генеральный директор Вадим Саякин, словосочетание "первый российский" фигурировало в определении семинара потому, что до сих пор все мероприятия по этой тематике проходили по инициативе отдельных разработчиков ПО или их партнеров и были ориентированы на продвижение решений одной фирмы. В данном же случае удалось собрать вместе представителей многих ведущих поставщиков систем управления сетями (СУС), а также реальных и потенциальных потребителей этих систем из различных отраслей экономики.
Вадим Саякин считает, что отечественные
клиенты еще не осознали необходимость
внедрения полнофункциональных систем
сетевого управления
Были представлены универсальные СУС компаний Computer Associates (Unicenter), IBM (Tivoli), Aprisma (фирма образовалась в результате разделения Cabletron Systems и унаследовала от нее систему управления Spectrum), Hewlett-Packard (OpenView), TTI Telecom (Netrac) и Alcatel. Кроме того, ведущий специалист российской фирмы "Стел - Компьютерные системы" Михаил Виноградов рассказал о системах управления сетями видеоконференц-связи (в этой области в основном используются собственные разработки поставщиков оборудования - VCON, Polycom, RADVision и Tandberg).
На семинаре шел разговор о полнофункциональных системах класса OSS, предназначенных для управления телекоммуникационными ресурсами крупного оператора связи; его участники познакомились также с различными системами управления информационными ресурсами, которые применяются для учета оборудования, обеспечения безопасности, обнаружения неисправностей, управления производительностью, сервисами и многих других целей.
Помимо презентаций ведущих игроков рынка СУС и их российских партнеров на семинаре состоялось заседание круглого стола. Кроме того, ранее NV Consulting провела опрос среди компаний, работающих в этой сфере, и наиболее актуальные проблемы, выявленные в результате, также были вынесены на обсуждение.
По мнению Андрея Малакеева, генерального директора компании "Корис" (партнера Computer Associates), информационная сеть корпорации постепенно становится таким же элементом инфраструктуры, как электричество или водопровод. Клиентов все меньше волнуют внутреннее содержание и технологии, им важно, чтобы с компьютерной и телефонной сетями было так же просто и удобно обращаться. В корпоративной сети, как показывает практика, неизбежно появляется разнородное оборудование, какие бы жесткие ограничения ни закладывались при ее формировании. Поэтому мультиплатформные системы управления лучше предусмотреть сразу. Многие российские компании обладают спонтанно сложившейся разнородной и территориально распределенной инфраструктурой, что осложняет централизованное управление всеми ресурсами и накладывает определенные ограничения на систему управления этими ресурсами.
Тем не менее - и с этим согласились другие участники круглого стола - российский потребитель пока "не дорос" до массового осознания необходимости подобных программных систем, стоимость которых может достигать многих сотен тысяч долларов. По словам Вадима Саякина, как правило, даже у весьма крупных не только по российским, но и по мировым масштабам отечественных телекоммуникационных операторов внедрение СУС обычно ограничивается этапом систем поиска неисправностей (Fault Management) стоимостью в несколько десятков тысяч долларов. В то же время для нормальной работы, как считают эксперты, необходима система управления, стоимость которой составляет 10-30% от цены управляемого оборудования.
Одна из важных проблем - оценка эффекта от внедрения СУС. Проект должен быть целесообразным с экономической точки зрения, но зачастую преимущества здесь можно оценить только качественно. Особое внимание в рамках семинара было уделено организационным аспектам внедрения СУС. Как считает г-н Саякин, представленные на российском рынке решения в области управления достаточно хорошо изучены специалистами с технической стороны. Использование того или иного продукта решает определенные задачи, а проблемы эксплуатации при этом не уменьшаются. Поэтому нужно выйти за рамки рассмотрения только технических аспектов решений и рассматривать оценку инвестиций, планирование ресурсов, постановку технологических операций, управление персоналом и многое другое.