ОБЗОРЫ

В октябре корпорация Microsoft начала официальные поставки MS Office System 2003 - обновленного набора своих офисных продуктов. Впервые на рынке в едином комплексе представлены не только традиционные настольные приложения, входящие в пакет MS Office, но и все остальные решения из офисного семейства (табл. 1).

Помимо традиционных продуктов широкого назначения он включает и специализированные - FrontPage, Project, Visio и пр. Более того, до настоящего времени MS Office воспринимался как группа настольных приложений, но сейчас, учитывая общую тенденцию современных клиентских решений по расширению поддержки коллективной работы, здесь все шире применяются серверные и Интернет-технологии. Поэтому новое название - Microsoft Office System - достаточно точно отражает суть перемен: расширение состава продуктов, повышение степени их интеграции между собой, переход от автоматизации отдельного рабочего места к реализации коллективного режима работы*1.

_____

*1 Изменилось и официальное наименование отдельных продуктов: в него добавилось слово "Office", например Microsoft Office Word, которое мы будем сокращенно называть MSO Word, или просто Word. Формально новая версия имеет номер, соответствующий году выпуска - 2003, но в практической работе (диагностических сообщениях, названиях служебных библиотек и т. д.) часто применяется порядковый номер - 11.

Обновленный состав

Модернизацию претерпели все приложения, но в первую очередь нужно выделить принципиально новые решения. Среди настольных приложений это OneNote и InfoPath. Первое из них предназначено для персональной работы - автоматизации работы с оперативными пометками. Второе ориентировано на предприятия и предназначено для создания динамических форм данных, собираемых из разнородных источников информации.

Новый пакет SDK в Office 2003 позволяет разработчикам создавать собственные смарт-теги, которые

можно подключить к полям таблиц, запросов, форм и страницам доступа к данным в Access

Появился вариант Publisher с расширенными средствами обработки цифровых изображений. Несколько изменился состав дополнительных инструментов. Кроме того, Microsoft намерена предлагать специальные компоненты и шаблоны Solutions Accelerators для автоматизации выполнения тех или иных задач.

MSO Project 2003 теперь представлен еще и серверным вариантом (правда, это не новое ПО - оно вышло год назад). Портал поддержки групповой работы MSO SharePoint Portal Server перекочевал из серверного семейства в офисное, а его "облегченный" вариант SharePoint Services реализован в качестве автономного сервиса, который входит в состав MS Windows Server 2003. Появились также сильно обновленные средства поддержки группового общения в виде сервера Live Communications и сервиса Live Meeting.

В то же время в приведенном в табл. 1 списке мы не видим некоторых "бывших" офисных продуктов. В частности, в Office XP исчезло приложение PhotoDraw для обработки изображений, хотя, возможно, его в какой-то мере заменят другие решения (например, MSO Picture Manager). MS MapPoint - продукт класса "настольная ГИС" - уже имеется в версии 2004, но он перекочевал из семейства Office в группу "Игры и услуги". Кроме того, его функционал сегодня доступен в виде набора Web-сервисов (www.microsoft.com/mappoint).

Не очень ясна и судьба средства анализа данных MS Data Analyzer. Скорее всего это приложение перейдет в состав комплекса аналитических инструментов для SQL Server. Не исключено, что аналогичная судьба постигнет и программы, предназначенные для управления бизнес-процессами WorkFlow Designer for SQL Server и WorkFlow Designer for Exchange 200 Server (они поставлялись в составе MS Office XP Developer Edition).

Несмотря на увеличение количества продуктов в MS Office System, центральное место в этой линейке по-прежнему занимает набор знакомых нам пакетов MS Office Editions, которые включают различные комбинации приложений общего назначения (табл. 2). Состав изданий MS Office 2003 *1 в целом повторяет предыдущий вариант MS Office XP, но только в корпоративном выпуске вместо FrontPage поставляется новое приложение InfoPath, а MS SharePoint Services вошли в состав серверной ОС. Появился специальный пакет для учащихся и преподавателей (для домашнего использования!), реализующий функционал Standard, но продается он по более низким ценам и по другим условиям лицензирования (см. PC Week/RE, N 33/2003, с. 47).

_____

*1  Все приведенные в этой статье сведения основаны на информации о международной версии по состоянию на 10 ноября 2003 г. Варианты поставок, особенно для локализованных продуктов, могут отличаться от приведенных здесь. Презентация русской версии MS Office System состоится в начале декабря.

Теперь не будет специального выпуска Developer, который ранее включал пакет Professional и дополнительные средства разработки. Вместо него в продажу поступит отдельный набор инструментов Visual Studio Tools for Microsoft Office System (см. PC Week/RE, N 42/2003, с. 43).

Функциональные новшества MS Office 2003

Оценивая общее направление в развитии приложения MS Office 2003, нужно выделить следующие основные технологии: 

расширенное использование XML-стандартов; 

создание интеллектуальных (smart) документов и управление ими; 

поддержка коллективной работы, в первую очередь за счет тесной интеграции с продуктами и технологиями Microsoft SharePoint; 

усиление средств защиты информации.

Office 2003 - первое семейство рабочих приложений, поддерживающее настраиваемые определения схем XML (XML Schema Definitions - XSD). Пакет поддерживает работу с XML сразу в нескольких программных продуктах: 

в Word 2003 можно сохранять документы в формате XML и создавать шаблоны на базе определенных пользователем схем; 

Excel 2003 может читать данные в любой заданной пользователем схеме XML без изменения их формата;

XML позволяет обновлять диаграммы, таблицы и графики по мере внесения изменений в исходное хранилище данных; 

в Access 2003 реализована возможность просмотра связанных таблиц базы данных и выбора способа экспортирования данных с помощью структуры определенной пользователем схемы XSD.

Смарт-документы - новая технология создания решений на базе документов, рабочих книг или шаблонов (Word 2003 или Excel 2003), использующих XML-структуру и настраиваемую панель задач. При этом XML-схемы связывают информацию, отображаемую на панели, с действиями, выполняемыми с самим документом. Например, на панели задач может находиться необходимая справочная информация, нужные для работы инструменты или полезные графические образы. Как показано на рис. 1, пользователь может ввести имя доктора в одном элементе панели и увидеть справочную информацию о нем в самом документе.

В Microsoft Office 2003 работа со смарт-тегами наряду с Word и Excel осуществляется в Access, PowerPoint, Outlook. Кроме того, смарт-теги поддерживают новые функции, такие, как область исследования задачи и общие рабочие пространства, описание которых приводится ниже. Разработчики Access 2003 могут внедрить смарт-тег в любое поле Access, а пользователи Access 2003, создающие формы для третьих лиц, имеют возможность, не прибегая к программированию, вложить смарт-теги в элементы управления (рис. 2). В Word 2003 и Excel 2003 смарт-теги интегрированы с поддержкой языка XML, и выполнение действий по смарт-тегу теперь будет привязано к элементам XML в документах и электронных таблицах.

Большое внимание в MS Office 2003 уделено организации тесного взаимодействия между специалистами c использованием служб Windows SharePoint. Вот некоторые из новых функций:  область задач позволяет при редактировании документа непосредственно в приложении увидеть описание проводимой совместной работы;  с помощью узлов рабочей области пользователи получают средства общего доступа к документу в режиме реального времени, назначения задач и крайних сроков их выполнения, при этом они легко могут видеть, на каком этапе находится создание документа;  технология немедленных сообщений интегрирована с приложениями Office 2003, что позволяет оперативно получать сведения о присутствии сотрудников и начинать диалог непосредственно из документов или Outlook;  облегчен доступ членов команды к общим контактам и общим календарям, что способствует упрощению координации и планирования совещаний. Реализован режим одновременного просмотра нескольких календарей.

Окно управления защитой документа

В Office 2003 существенно расширены возможности управления правами редактирования документа и защиты его содержимого путем определения круга лиц, уполномоченных на внесение изменений. Система управления правами доступа к информации (Information Rights Management - IRM) позволяет ограничить использование в документах функций вырезки, копирования, вставки, печати и отправки электронных сообщений, в том числе с учетом ограничений по времени.

Для документов Office 2003 (Excel, Word и PowerPoint) защита устанавливается как для отдельных пользователей, так и для групп. Можно гибко управлять правами доступа на уровне отдельных компонентов документа. Например, программа позволяет жестко зафиксировать структуру документа, защитить от редактирования или просмотра его фрагмент, разрешить использование только определенных стилей (рис. 3). В Outlook средства IRM используются для предотвращения пересылки, копирования и выведения электронных сообщений на печать. Защищенные сообщения во время передачи автоматически зашифровываются, а если отправитель задал ограничения, то в Outlook будут отключены соответствующие команды. Вложенные в них документы Office также будут автоматически защищены.

Таблица 1. Состав Microsoft Office System 2003

Наверное, наибольшие изменения среди других популярных приложений претерпел MS Outlook 2003. Среди его организационных и функциональных усовершенствований можно выделить абсолютно новый вид пользовательского интерфейса, модернизированную область переходов и усовершенствованные функции работы с почтой.

Таблица 2. Состав и варианты поставок редакций MS Office 2003

В составе MS Office 2003 имеется обновленный вариант Business Contact Manager (BCM), который интегрируется непосредственно в Outlook и остальные приложения, чтобы облегчить торговым работникам и предпринимателям возможность отслеживать перспективные направления бизнеса. BCM расширяет функции программы Outlook, предоставляя базу данных о продажах и клиентах в организациях малого бизнеса, и может быть отнесен к категории "облегченных" CRM-решений.

Контакты могут храниться вместе со связанными с ними документами, изображениями, заметками, сведениями о финансовом состоянии и т. п. Диспетчер BCM соотносит эту информацию с календарными встречами, задачами, напоминаниями, электронными таблицами, списками дел и функциями электронной почты.

При работе с пакетом Office XP пользователи планшетных компьютеров имели возможность загрузить пакет дополнений Microsoft Office XP for Tablet PC (Tablet Pack), чтобы создавать рукописные сообщения электронной почты, рисовать в программах Word, Excel и PowerPoint, а также делать заметки в презентациях. В Office 2003 поддержка рукописного ввода встроена непосредственно в приложения, обеспечивает доступ к большему количеству функций и позволяет более эффективно использовать рукописный ввод для заметок и рисования в документах. Среди этих функций следует выделить возможность рукописного ввода, отображение и скрытие рукописных примечаний, надписи внутри примечаний Word, привязку примечаний к тексту.

В пакете MS Office 2003 нужно также отметить новый продукт InfoPath, предназначенный для формирования динамических форм, заполняемых из различных источников данных - СУБД, Web-сервисов, офисных документов и пр. Ранее для этого требовалась помощь программиста, который, применяя подходящий инструмент (например, Visual Basic), разрабатывал соответствующее приложение. InfoPath делает то же самое, но только без написания кода. Возможности этого приложения на самом деле очень широки, и вполне вероятно, что оно станет одним из главных средств для применения на предприятиях интеллектуальных документов. Его детальное изучение - еще впереди.