УСЛУГИ

Множится число компаний, предлагающих услуги регистрации кириллических доменных имен

Наверняка многие из вас попадали в ситуацию, когда вы хотели найти сайт какой-то компании (скажем, "Пушкин и партнеры"), но не могли, потому что не знали, как данное название транслитерировать в латинский алфавит, чтобы получить правильное доменное имя. Проблема эта хорошо известна, однако на пути ее решения стоит барьер из унаследованных сетевых технологий, созданных в США и способных, ввиду снобизма американцев, распознавать только английский алфавит. И хотя доменные службы современных ОС наподобие Windows умеют работать с DNS-записями в многоязычном формате UTF-8 (напомним, что сервер DNS ответствен за преобразование буквенного адреса в цифровой IP-адрес, собственно и используемый программами), тем не менее Unix-системы по-прежнему не поддерживают имен на "языках мира".

Однако постепенно появляются первые решения этой проблемы, позволяющие работать с доменными именами. Одну из таких технологий предложила компания VeriSign (www.verisign.com). В середине ноября ее представители совместно с центром хостинга RU-Center (www.nic.ru) провели семинар, посвященный вопросам использования кириллических букв в доменных именах. Он был приурочен к официальному запуску инфраструктуры русских доменов на RU-Center.

Схема работы системы русских доменных имен

Суть предложенной VeriSign технологии такова: в браузере устанавливается плагин (он называется i-Nav), осуществляющий автоматическое и взаимно однозначное преобразование русскоязычного адреса в некое англоязычное написание, понятное для сервера DNS. Это - не простая транслитерация, а именно преобразование по специальному коду Punycode.

Если плагина на данном компьютере нет, то сервер DNS автоматически переадресует пользователя на страницу, с которой его можно скачать. Если же тот не захочет этого делать, то его переправят на базовую страницу РБК - партнера VeriSign в России. Хостинг-центр РБК (lgg.ru) одним из первых начал применять решение VeriSign в России и вместе с ней в феврале этого года официально объявил о запуске инфраструктуры русскоязычных доменов, став дилером русскоязычных доменов по версии этой компании.

По словам Барта Мак-Кея, вице-президента VeriSign по международным связям и развитию бизнеса, спрос на данную услугу уже есть. Компания проводила маркетинговые исследования в других странах, и они показали, что такая технология нужна: по прогнозу, через несколько лет число доменных имен на неанглийских языках составит 12-15 млн. По данным РосНИИРОС, на сегодня в зоне .ru зарегистрировано 200 тыс. доменов (всего в мире около 50 млн. доменов, из них 54% в зонах .com и .net, 38% в региональных зонах, 8% в других зонах второго уровня). Естественно предположить, что все они - потенциальные клиенты сервиса. По мнению VerySign, за три года количество DNS-имен российских сайтов должно дойти до 3 млн. (во всех зонах), из которых русскоязычные доменные названия будет использовать 1 млн.

Новые проблемы

Тот факт, что плагин работает не на уровне DNS, а на уровне браузера, вносит разные ограничения, в частности, с таким сайтом не будут работать другие программы, вызывающие сетевые сервисы. По идее, программы могут быть модифицированы для использования плагина, но, во-первых, это доступно только разработчику, а во-вторых, не для всех программ это возможно в принципе.Так, проблемы возникнут в том случае, если программа использует не IP-адреса, а названия сайтов (например, протокол SMTP работает с MX-псевдонимами сайтов, но не поддерживает кириллицу в адресах).

"Способ с плагином не самый элегантный, но этого требует стандарт ITEF, - считает г-н Мак-Кей. - Мы работаем с провайдерами, чтобы они переводили свои доменные службы на UTF-8. Как только это произойдет, нужда в плагине отпадет сама по себе. Но когда это случится, не знает никто".

"Конечно, пользователю будет неудобно работать с плагином, и тем не менее это направление будет развиваться, - полагает Алексей Лесников, заместитель директора РосНИИРОС. - Если отойти от данной технологии, это будет уже альтернативный Интернет".

Пока технология поддерживает домены .net, .com. Было бы естественно ожидать и появления русскоязычных имен в зоне .ru. Однако, по словам представителей РосНИИРОС, подобного в ближайшее время не случится. Ведется изучение возможности регистрации имен в кодировке KOI-8, но пока не разрешены многие вопросы, лежащие в юридической плоскости. Скажем, российская компания "Один А" регистрирует английский домен 1A. Но если кто-то зарегистрирует русский домен 1А, то как быть с торговой маркой? Может ли компания затребовать домен? РосНИИРОС создает комитет для решения подобных проблем, в который войдут представители регистраторов и провайдеров.

По словам Мак-Кея, для зон .net и .com регламент подобного рода разработан давно. Проблемы киберсквоттинга возникают регулярно, и есть фирмы, специализирующиеся на их разрешении, но регистратор не вовлечен в этот процесс и ответственности за действия кибесквоттеров не несет. Представители РБК подтвердили это и для России: если компания имеет право на торговую марку, то она может вернуть созвучный своему имени домен, занятый без ее ведома.

Вперёд, к полной кириллизации?

Нужно сказать, что технология VeriSign не единственная позволяет использовать русские имена. Есть и другие решения, но они связаны либо с перестройкой инфраструктуры Интернета, либо опять-таки с применением плагина.

Компания RegTime (i-dns.ru, regtime.net) предлагает возможность использования полностью русскоязычных имен - русифицируется даже суффикс (зоны .ру, .нет, .орг, .ком и т. п.). Но эти имена второго уровня - виртуальные. Реально же они транслировались (при помощи кода Punycode) в доменные имена третьего уровня, с которыми и шла работа. Аналогичное решение RegTime предложила для русских имен в зонах .biz, .com, .net, .org. Первоначально они тоже транслировались в доменные имена третьего уровня (для этого применяется так называемый RACE-код). Но сейчас компания изменила подход и преобразует имена в доменах .net и .biz в реальные адреса второго уровня, а для русских названий в доменах .com и .org такой перевод планируется осуществить к концу года.

RegTime ведет эти работы на основе технологии IDNS (Internationalized Domain Name System - интернациональная система доменных имен), разработанной компанией i-DNS.net International. Эта фирма является одним из учредителей Консорциума по многоязычным Интернет-именам (Multilingual Internet Names Consortium, www.minc.org). Эта организация выработала специальный регламент, позволяющий решать споры правообладателей торговых марок и доменных имен.

Для работы с технологиями IDNS пользователь также должен установить бесплатно распространяемый плагин iResolve для браузера Microsoft Internet Explorer или бесплатно распространяемую программу iClient, поддерживающую русификацию доменных имен в Internet Explorer, Netscape Navigator и e-mail-адресов в почтовой программе Microsoft Outlook.

Главной общественной движущей силой, стоящей в нашей стране за Консорциумом по многоязычным Интернет именам, является Автономная некоммерческая организация "Русскоязычный центр Интернета" (АНО РЦИ; rrlnic.ru). Заявленная ею миссия состоит в организации функционирования русскоязычной системы доменных имен и расширении использования глобальной сети в интересах русскоязычного Интернет-сообщества. Регистрация доменов второго уровня в зоне .ру производится на веб-сайтах регистраторов, аккредитованных АНО РЦИ, в число которых (помимо RegTime) входят HighWay (www.highway.ru , www.runet.ru), Hostberry Internet Solutions (hostberry.net, зона.ру), E-Style ISP (www.e-styleisp.ru), Peterhost.RU (www.peterhost.ru), Интернет-агентство "Онлайн-Сити" (onlinecity.ru), "Самара-Интернет" (www.samara.net) и Allied Standard Ltd. (www.iname.com.ua).

Завершая разговор, все-таки зададимся риторическим вопросом: а кому это все нужно? В общем-то, конечно, использовать английские названия для русских сайтов - глупо. Но и теперешние технологии, связанные с плагинами, удобными не назовешь. При этом для клиента технология VeriSign еще неудобнее, чем IDNS, - ведь при наборе адреса придется переключать раскладку клавиатуры. Подобное неудобство, несомненно, ограничит спрос на русские домены. По мнению докладчиков семинара, должно пройти время, пока люди поймут, что такое русскоязычные домены и зачем они. Пока же главным мотивирующим фактором представляется желание "забить на будущее" русское доменное имя, которое будет регистрироваться вместе с "рабочим" английским, пригодным (пусть даже и неприятным) для большинства пользователей.