ВЫСТАВКИ
В Киеве прошла шестая выставка "Управление предприятием". Все стороны, похоже, остались довольны
По сравнению с московской выставкой "Управление" ее киевский двойник (по тематической направленности) выглядит гораздо жизнеспособнее. Шестая по счету международная выставка "Управление предприятием - 2003", организатором которой неизменно выступает компания Business Line (www.bl.com.ua), в период с 11 по 15 ноября продемонстрировала неплохой результат, "пропустив через себя" 11 тыс. посетителей.
Евгений Агабабов: "Организатор не должен увлекаться
только коммерческой стороной вопроса, то есть
продажей площадей, не учитывая направления
деятельности участников"
Критерии успеха мероприятия мы обсуждали с генеральным директором компании "Бизнес Лайн" Евгением Агабабовым в терминах модных нынче ключевых показателей эффективности.
"Для нас важным фактором является количество участников, деятельность которых соответствует тематике выставки и конференции. В этот раз было представлено более 140 поставщиков решений в области управления предприятием. По отношению к предыдущему году их число увеличилось более чем на 25%, - рассказал г-н Агабабов. - По площадям выставка выросла также примерно на четверть (общая площадь стендовой экспозиции в нынешнем году составила 1826 кв. м). Но этот показатель для нас все-таки не ключевой - ведь если мы говорим о специализированной выставке, то организатор не должен увлекаться только коммерческой стороной вопроса, то есть продажей площадей, не учитывая направления деятельности участников.
Финансовые показатели тоже год от года идут вверх. Шестая международная выставка "Управление предприятием" проходила в новом месте - в недавно построенном Международном выставочном центре на Броварском проспекте. Цены на выставочные площади мы сознательно подняли (примерно на 15%), чтобы отсечь нежелательных претендентов на участие. Стараемся соблюдать "чистоту жанра".
С этой же целью тщательно контролируем состав посетителей - приглашается исключительно целевая аудитория, т. е. представители предприятий (в этом году их было около 11 тысяч). Для студентов, интересующихся управленческой тематикой, было предусмотрено время посещения в последний день работы выставки.
Наша главная задача - обеспечить участнику выставки контакт с потенциальным клиентом. И мы этого добиваемся. Я считаю, что прямая реклама выставки работает неэффективно. Поэтому мы большое внимание уделяем распространению пригласительных билетов. Они у нас бесплатные, и для их распространения мы используем разные каналы, в том числе популярные деловые и отраслевые издания, бизнес-форумы, отраслевые выставки. Мы изготовили в этом году 200 тысяч билетов, и практически все они разошлись.
Применяем и нестандартные приемы. Например, хорошо работает рассылка брошюры - презентация выставки. Это как бы предкаталог, в котором в двух-трех предложениях мы просим компанию-участницу описать, что она собирается демонстрировать на выставке. За месяц до открытия такая небольшая брошюрка вместе с приглашениями была разослана на 18 тыс. предприятий Украины, чтобы повысить интерес к предстоящей экспозиции и сопутствующей конференции".
Главный "изюм" прошедшего мероприятия - насыщенная программа конференции, проходившей в пяти залах выставочного центра. Несмотря на то что участие в ней не было для экспонентов бесплатным приложением к площади стенда, а стоило отдельных денег, поток выступлений во все дни был весьма плотным. Вероятно, свою положительную роль здесь сыграло правильное разбиение по тематическим направлениям: помимо акций, ставших уже традиционными (типа "Дней Microsoft Navision на Украине" или "Дня IFS Applications на Украине"), и докладов сильных игроков на рынке финансово-экономического софта России и Украины (SAP, "1С", "IT-Предприятие"), успешно прошли отраслевые секции (решения для машиностроения, металлургии, химической промышленности, страховых компаний и др.). В совокупности за все дни было прочитано 180 докладов.
Понимаю, что это выглядит довольно смешно: чтобы увидеть масштабы деятельности одной совершенно российской команды из Петербурга, мне пришлось добраться до Киева. Но уж лучше поздно, чем никогда...
Компания "Монолит-Инфо", разработчик специализированной ERP-системы "Монолит", за 10 лет своего существования "обслужила" втихаря серьезную когорту пивоваренных и других заводов пищевой индустрии как в России, так и за ее пределами, достигнув в нынешнем году оборота около 2 млн. долл. (при штате в 60 человек!). Это запоздалое персональное открытие заставило меня внимательнее приглядеться к присутствовавшим на выставке носителям "сокровенных знаний", тем более что они выступали в привлекательном составе - разработчик и клиент.
Александр Плоткин, директор по развитию компании "Монолит-Инфо": Если говорить об особенностях, которым должна удовлетворять корпоративная ИС, ориентированная на применение в пищевой промышленности, то хотелось бы, не претендуя на абсолютную полноту, отметить пять ключевых задач.
1. В системе должна быть реализована модель процесса поточного многостадийного производства. (Пример: пивоваренное или ликеро-водочное производство, когда партия продукции из одной стадии переходит в другую, затем в следующую и т. д.)
2. На основе этой модели в КИС должны быть заложены методы расчета себестоимости на каждом производственном переделе (с учетом особенностей отнесения прямых затрат и принципов распределения косвенных). При этом себестоимость продукции в пищевой индустрии надо уметь считать в разных разрезах, поскольку с точки зрения финансового учета это может быть один набор статей, с точки зрения управленческого учета, на основе которого принимаются решения о цене конечного продукта и о выгодности производства, - другой, а для удовлетворения требований фискальных органов - третий.
Портрет пивного лидера России |
Компания Baltic Beverages Holding AB (ВВН АВ), созданная в начале 90-х годов, является сегодня крупнейшим пивным холдингом в Восточной Европе. Это совместное предприятие британской Scottish & Newcastle PLC и датской Carlsberg Breweries AS, где каждому партнеру принадлежит 50% акций СП. Доля ВВН АВ на российском рынке пива - 33%. Она владеет в нашей стране группой "Балтика" (75% акций), (предприятия которой находятся в С.-Петербурге, Туле, Ростове-на-Дону, Самаре, Хабаровске), заводами в челябинске, ярославле, Красноярске и Воронеже, кроме того, у нее есть заводы в Запорожье, Львове и солодовня в Славуте (Украина), в Утене и Клайпеде (Литва), в Риге, Таллине и Алма-Ате. В 2003 г. ВВН планирует инвестировать только в Россию более 200 млн. долл. В качестве корпоративного решения BBH использует программный комплекс "Монолит", разработанный петербургской компанией "Монолит-Инфо" (www.monolit.com). Принятый сначала как программный стандарт для России, в дальнейшем он стал основой ИТ-стратегии группы компаний и был внедрен на всех входящих в нее предприятиях. По словам представителей этой группы, в настоящее время программный комплекс "Монолит SQL" версии 3.0 установлен более чем на 1,5 тыс. рабочих мест, покрывая все основные бизнес-процессы компании. |
3. Следующая важная составляющая, которая должна присутствовать в такой системе, - партионный учет с большой глубиной аналитики (качественных и количественных характеристик). Аналитический учет партии - это основа для решения задачи управления качеством или известной задачи trace ability (возможность точного отслеживания параметров партий от исходных материалов до готовой продукции - партий полуфабрикатов, вероятных источников брака на каждой фазе передела и пр.). Это одно из необходимых требований стандартизации по ISO.
4. Далее - КИС должна уметь планировать непрерывное производство, обладающее рядом особенностей, реализуя цепочку взаимосвязанных планов. В соответствии с планом продаж система должна рассчитывать план отгрузки, по плану отгрузки должен составляться план каждой стадии переработки продукта, начиная с конечной стадии (например, розлива). По плану розлива нужно уметь пересчитать план предыдущей стадии. Отражение в системе многостадийности и необходимости иметь взаимосвязанные планы - важнейшие требования к специализированной КИС.
5. Раз мы затронули тему продаж и отгрузки, то следует сказать, что для пищевой промышленности большое значение имеют дистрибьюторские сети. Это совокупность территориально разбросанных сетей распределительных и сбытовых центров, которая подчас имеет довольно сложную структуру и сложные логистические правила. Умение планировать и управлять такой системой - одно из непременных условий для сбытовой части КИС.
В заключение хочу отметить, что пищевая промышленность во всех странах развивается бурно, идет непрерывный процесс слияний и поглощений, образуются холдинги, и на этом фоне возникают новые специфические задачи управления: оперативное построение консолидированной финансовой отчетности; расчет региональной себестоимости, позволяющий определить прибыльность продукта в данном регионе (на основе результатов продаж продукции конкретного предприятия в конкретном месте); управление централизованными сетями продаж в тех случаях, когда нужно, с одной стороны, собирать информацию о наличии товара и результатах продаж сбытовых подразделений, а с другой - осуществлять через КИС управляющее воздействие на них в виде варьируемых ценовых политик (изменяемой системы скидок и др.).
Герман Эпштейн, директор по ИТ группы компаний BBH AB: За годы нашего сотрудничества (а оно длится с 1995 г.) компания "Монолит-Инфо" из поставщика ПО превратилась в проводника нашей идеологии, методологии и корпоративных стандартов бизнес-процессов. Ее высококвалифицированные консультанты помогают нам в решении вопросов, связанных с реализацией корпоративной политики в области финансов, логистики и управления. Примером такого взаимодействия может служить перечень проектов, выполненных нашим партнером за последние два года в области финансов: разработка и внедрение нового унифицированного плана счетов (Украина - 2001 г., Россия - 2002 г., страны Балтии - 2003 г.); унификация расчета управленческой себестоимости.
Кроме того, "Монолит-Инфо" является центром обмена опытом, инновационными решениями и своего рода базой знаний по используемым подходам, что дает большой синергетический эффект для группы BBH в целом. Заводы, находящиеся в разных странах и регионах, различающихся по уровню развития рынка, в разное время сталкиваются со сходными проблемами. Поэтому предприятие, первым приступившее к решению какого-то существенного для бизнеса вопроса, совместно с представителями "Монолит-Инфо" и ВВН отлаживает требуемый бизнес-процесс, а затем отработанные решения просто тиражируются в другие компании, столкнувшиеся с аналогичными проблемами. Каждый раз используемое решение совершенствуется и возвращается к "первоисточнику" в улучшенном виде. Это позволяет компаниям ВВН оперативно реагировать на быстро изменяющиеся потребности рынка и адаптироваться к изменениям с минимальными затратами.
Если мы возьмем украинскую компанию "Славутич", то события здесь развивались так. На первом этапе в ключевых точках Украины было создано восемь торговых представительств, где установили систему "Монолит", после чего локальные базы данных сбытовых подразделений были интегрированы в систему централизованных продаж с использованием OLAP-сервера.
Система обмена информацией с помощью модуля централизованных продаж сегодня работает в BBH весьма оперативно, но все-таки это офлайн. В течение суток локальные системы в пакетном режиме через систему гарантированной доставки информации отправляют данные в центральную базу, где эта информация консолидируется и уже на ее основе принимаются управленческие решения. Но у нас есть желание иметь режим онлайн, поскольку в этом случае должна сократиться полная стоимость владения системой: нам не нужны будут локальные базы, локальные серверы и их обслуживание, а информация будет доступна в полном объеме в реальном времени. Еще одно преимущество такого решения состоит в том, что оно позволяет свести к минимуму "серый" рынок (поскольку тогда исключается возможность обслуживания одного клиента одновременно с нескольких точек). Именно этот вопрос решается в данный момент.
Следующий этап нашего ИТ-развития - интеграция с деятельностью дистрибьюторов, оптовых компаний, которые работают с предприятиями ВВН. Это поможет нам лучше решать задачу обеспеченности продукции на складах сбытовых подразделений и у дистрибьюторов и более эффективно контролировать рынок.
Проблема интеграции разных приложений, установленных у нас и у наших торговых партнеров, не самая простая. Ведь если мы работаем с посторонними компаниями, мы не можем диктовать им свои условия, зато стараемся договариваться об удобных методах коммуникации. В ближайших планах стоит задача гармонизации классификаторов, решение вопросов о механизмах обмена. Пока у нас никаких критических или тупиковых ситуаций не возникало, поскольку "Монолит" поддерживает и стандарт XML, и основные системы партнеров.
Окончание следует