Открытый урок вице-президента корпорации Intel Джейсона Чена
Под экологией - этот термин в 1866 г. предложил немецкий биолог-эволюционист Эрнст Геккель - понимается наука об отношениях животного и растительного мира с окружающей средой. В 70-х годах XX века начала складываться социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия с окружающей средой человеческого сообщества - на сегодняшний день главного, после природных катаклизмов, врага животного и растительного мира. Основная задача социальной экологии - создание способов рационального природопользования и охраны окружающей среды. На наших глазах возникает информационно-коммуникационная экология - наука о том, как сделать так, чтобы информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) наилучшим образом взаимодействовали между собой и вписывались в жизнь современного общества, а не стали своего рода наркотиком, требующим все новых и новых жертв. Иными словами, это наука, призванная поставить ИКТ на службу человеку, а не наоборот.
Джейсон Чен: "Настоящие друзья - это
те, с которыми мы растем вместе"
20 ноября в Москву (в целях ознакомления с новым для себя регионом) впервые приехал вице-президент, директор группы маркетинга и продаж (Sales and Marketing Group) Intel Джейсон Чен (Jason Chen), отвечающий за сбыт продукции корпорации во всем мире. В данную должность г-н Чен вступил несколько месяцев назад, а до этого он в течение ряда лет работал генеральным менеджером по операциям Intel в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), где вместе с Памелой Поллачи (Pal Pollace), имеющей, что в Intel не редкость, точно такие же титулы, отвечал за весь сбыт, маркетинг и поддержку продукции компании. В 2002 г. данный регион был для корпорации наиболее динамично развивающимся и принес ей 38% общего дохода.
Интересно отметить, что г-н Чен стал первым генеральным менеджером Intel в АТР из числа местных жителей. А вообще Джейсон работает в корпорации с 1991 г. До 1993-го он руководил продажами ее продукции через канал дистрибуции на Тайване. Затем его перевели на работу в КНР, где он стал первым сотрудником Intel, занимавшимся продажами в этой стране. Именно он заложил основу чрезвычайно успешного бизнеса компании в Китае, который сейчас, десять лет спустя, превратился в один из крупнейших рынков сбыта продукции корпорации. В 1997 г. Чен был назначен на должность директора по дистрибуции в АТР, а через два года занял пост генерального менеджера в этом регионе. До перехода в Intel он работал торговым представителем IBM на Тайване. Г-н Чен имеет степень бакалавра по управлению бизнесом, присвоенную ему в 1981 г. в National Chen Kong University на Тайване. В 1988 г. он был удостоен степени магистра в университете штата Миссури (США).
Во время своего кратковременного визита в Москву Джейсон Чен счел необходимым встретиться с представителями российской компьютерной прессы и в течение ровно одного часа - с точностью до секунды! - разъяснить им стратегию Intel на развивающихся рынках (к таковым относятся рынки более чем ста стран мира, включая Россию, Индию, Китай и множество других государств, где плотность ПК на душу населения не так велика, как хотелось бы производителю процессоров номер один). Г-н Чен сообщил, что с точки зрения Intel российский компьютерный рынок входит в число наиболее быстрорастущих, а потому корпорация в последние годы уделяет нашей стране особое внимание.
В конечном итоге это внимание выливается в определенные направления деятельности, cреди которых можно выделить три важнейших.
Первое - поддержка учебных заведений. По мнению г-на Чена, именно благодаря им осуществляется такой важный для общества процесс, как передача знаний от одного поколения к другому и преумножение этих знаний. Можно долго спорить о том, какие знания важнее - технические, экономические или гуманитарные (кто, например, полезнее для общества - добрый, но абсолютно не разбирающийся в технике гуманитарий, беспринципный, ничего не видящий кроме своей предметной области технарь или бизнесмен, готовый ради многократного увеличения своих прибылей пойти на все тяжкие грехи?), но страшно представить, что может произойти со страной, в которой каждое следующее поколение будет обладать меньшими знаниями, чем предыдущее. В поддержке учебных заведений у Intel есть своя корысть. Как показывает практика и многочисленные опросы общественного мнения, родители покупают своим детям компьютеры в надежде на то, что их чада будут лучше учиться и быстрее накапливать знания, которые пригодятся им в будущей жизни. С целью приобщения к ИКТ преподавателей корпорация уже несколько лет (см., например, PC Week/RE, N 44/2001, с. 32) реализует широкомасштабную всемирную программу Intel Teach to the Future ("Обучение для будущего", www.intel.com/education), в рамках которой во многих городах России открыты центры повышения квалификации школьных учителей.
Второе - поддержка местной промышленности. Ну с ней все ясно - чем более развита в индустриальном отношении страна, тем ее население если и не здоровее, то, по крайней мере, богаче. Стало быть, оно может позволить себе тратить деньги не только на еду, жилье и предметы первой необходимости, но и на различные "интеллектуальные игрушки", к коим, несомненно, относится персональный компьютер, все более превращающийся из вычислительного устройства в коммуникационное.
Третье направление деятельности - поддержка талантов. Еще в начале прошлого века основатель автомобильной промышленности Генри Форд в своей книге "Моя жизнь - мои достижения", переведенной почти на все языки мира, верно подметил, что к творческой деятельности склонно не более 5% взрослого населения, остальных же в качестве источника средств к существованию вполне устраивает монотонная и не слишком обременительная работа. Но главный источник прогресса (или регресса?) - именно те самые 5% людей, готовых ставить и решать самые безумные технические или политические задачи. Поэтому истинные предприниматели стараются всеми доступными способами выявить таких людей и заставить их служить на благо (или во вред?) своего бизнеса. Не кнутом, разумеется, а исключительно с помощью пряника. Или корзины самых разнообразных пряников, как моральных, так и материальных. Способы выявления и поддержки вундеркиндов хорошо известны - от многоуровневых конкурсов и олимпиад типа проводимого с 1950 г. Всемирного смотра научно-технического творчества школьников (International Science and Engineering Fair, ISEF, www.sciserv.org), в котором наши соотечественники в последние годы неизменно выступают с огромным успехом (см. PC Week/RE, N 21/2003, с. 2; N 13/2002, с. 36; N 21/2000, с. 29, а также электронные версии PC Week/RE N 19/2001 и N 29-30/1999), до создания научно-исследовательских центров в местах скопления этих самых талантов. В качестве примера здесь можно привести Российский центр Intel по разработке программного обеспечения в Нижнем Новгороде, известный за рубежом как Intel Nizhny Novgorod Lab. (см. заметку "Что появится на ИТ-рынке завтра и послезавтра?", PC Week/RE, N 39/2001, с. 10).
Г-н Чен также сообщил, что спаду мировой ИТ-индустрии постепенно приходит конец, что не явилось неожиданностью для высших менеджеров корпорации, настоявших в свое время, чтобы финансирование Intel’овских НИОКР’ов ни в коей мере не сокращалось. Похоже, выходу из ИТ-кризиса в немалой степени способствовал рост популярности Сети. Так, например, ожидается, что в этом году мировой Интернет-трафик в 10 раз превысит показатели 2000 г.! Не секрет, что многие пользователи, приобретая ПК, видят в нем не настольную ЭВМ или высокопроизводительную пишущую машинку, а прежде всего инструмент для доступа к Сети. Кроме того, процесс конвергенции технологий сказывается на профессиональном сленге: например, двухбуквенная аббревиатура ИТ (IT, Information Technologies) постепенно выходит из обращения, уступая место трехбуквенной ИКТ (ICT, Information and Communication Technologies).
Джейсон отметил, что в настоящее время на развивающихся рынках спрос на серверы растет быстрее, чем на настольные системы. Кроме того, исключительно интенсивно развиваются технологии беспроводного Интернет-доступа и становится все больше зон, обеспечивающих публичный доступ к этим технологиям: в аэропортах, гостиницах, на автозаправочных станциях и т. д. Уже сейчас услуги беспроводного Интернет-доступа предоставляются примерно в половине крупнейших отелей мира, а в течение 2004 г. этот показатель может достичь уровня 80% (см. PC Week/RE, N 39/2003, с. 36).