Казалось бы, странно слышать слово "внешний" применительно к корпоративным системам, ведь эти ИС потому и корпоративные, что размещаются внутри компании. Но это, оказывается, не единственный путь, есть и другие варианты.
В поисках внешнего источника
Еще несколько лет назад иностранное слово outsourcing было у нас совсем в новинку. Ему так и не смогли подобрать адекватного перевода на русский язык. Наиболее близкие варианты "внешнее управление" и "доверительное управление" подходили плохо, поскольку они уже были "заняты" для обозначения неких явлений совершенно иного характера. И, как это обычно бывает в подобных случаях, термин вошел в русский язык без изменения.
Аутсорсинг (дословно - "использование внешнего источника") - это такая практика, когда какая-либо организация, не имеющая возможности или желания обеспечивать своими силами побочные для ее основной деятельности работы, приглашает для этого другую организацию. Строго говоря, для России подобная практика не была совершенно новой. Новым были ее название и область применения. Так, театры, библиотеки и институты фактически давно уже прибегают к аутсорсингу, когда вместо того чтобы нанять своих гардеробщиков, пользуются услугами комбинатов гардеробного обслуживания. В бизнесе складывается похожая ситуация - на аутсорсинг чаще всего отдаются определенные функции, которые не являются профильными для данной компании, но тем не менее жизненно необходимы для нее. Обычно речь идет о ведении финансового учета (скажем, о бухгалтерии) и информационных технологиях. В том числе на аутсорсинг отдают и сопровождение ERP-систем.
Художник В. Котов
Сейчас, когда услуги аутсорсинга в России существуют уже несколько лет, можно делать первые выводы. Прежде всего следует сказать, что круг компаний и людей, проявляющих интерес к аутсорсингу, вполне определился. Как показывает опыт, на аутсорсинг чаще всего идут руководители с "западным" образом мышления, т. е. люди, получившие западное образование и продолжительное время работавшие в иностранных компаниях или каким-либо иным путем познакомившиеся с западным стилем руководства. Ключевой элемент этого стиля - умение "делиться полномочиями". Руководитель, доверяющий принятие ответственных решений своим лучшим сотрудникам, будет вполне готов отдать некоторые направления деятельности компании на откуп сторонней организации. И напротив, тот, кто склонен к традиционному "иерархическому" стилю управления, будет с подозрением относиться к самой идее аутсорсинга. Другое важное наблюдение состоит в том, что к аутсорсингу часто прибегают быстрорастущие компании. У них обычно нет ни сил, ни времени, чтобы обеспечить сотрудниками и оборудованием все стороны своей работы. Поэтому они концентрируют свое внимание на профильных направлениях, а все вспомогательные функции передают на аутсорсинг.
Еще один серьезный аспект - вопросы безопасности. Добиться надежной информационной безопасности самостоятельно нередко бывает для предприятия достаточно сложно, и поэтому для защиты информационных сетей приглашается "внешняя сила".
Следует отметить, что услуги ИТ-аутсорсинга далеко не однородны. Здесь можно выделить такое направление, как корпоративный аутсорсинг. Его главное отличие состоит в том, что "внешние источники" привлекаются для обслуживания и поддержания наиболее значимых информационных компонентов, к которым относятся и ERP-системы. Как правило, к этой услуге прибегают лишь наиболее крупные компании, ведь для них даже небольшой сбой в ИС чреват огромными потерями.
Когда удаление полезно
Суть внешнего аутсорсинга заключается в том, что клиент использует не только человеческий потенциал консультанта, но и арендует у него оборудование и ПО (или же размещает на его площадях собственное), расположенное на значительном удалении от офиса заказчика, в специальном компьютерном центре обработки данных (дата-центре), где созданы условия для его безупречной работы и обеспечена максимальная защита от всевозможных неприятностей.
Вот несколько примеров, когда компании воспользовались аутсорсингом. Так, одна из российских страховых компаний, работающая под единым руководством и по единым стандартам по всей стране, арендует в дата-центре промышленные стойки серверов для размещения своих основных информационных систем. Эти серверы обеспечиваются бесперебойным электропитанием с подключением к промышленным UPS, зарезервированным высокоскоростным подключением к ведущим российским операторам связи, а также к точке обмена трафиком MSK-IX. Помимо этого она взяла в аренду сервер баз данных и оборудованные рабочие места для своего административного персонала. Сервер обеспечивает регламентное резервное копирование данных, в том числе СУБД Oracle9i, на магнитные ленты. Информационная безопасность достигается путем выделения особого сегмента локальной сети, включающего рабочие места администраторов, сетевую инфраструктуру и стойки серверов. Размещение и обслуживание корпоративной информационной системы в центре обработки данных позволяет заказчику улучшить свои ИТ-процессы, сократить издержки на поддержание и обслуживание автоматизированных систем, а также во всеоружии встретить рост числа клиентов в связи с введением обязательного страхования автогражданской ответственности.
Есть и другой пример. "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ) - одна из крупнейших российских компаний в сфере тяжелого машиностроения - занимаются разработкой, производством, продажей и обслуживанием различного оборудования для атомной энергетики, нефтегазового комплекса, горной и металлургической промышленности, морских и речных перевозок. Чтобы не содержать в штате нового московского офиса высокооплачиваемых специалистов по ИТ, руководство компании приняло решение разместить свою корпоративную почтовую систему в дата-центре на правах аутсорсинга. По заказу ОМЗ в дата-центре на базе Microsoft Exchange Server 2000 был организован доступ мобильных пользователей к почтовой системе и обеспечена возможность применения электронных сертификатов. На сервере организован виртуальный FTP-каталог, предназначенный для внутреннего использования и доступа для удаленных пользователей из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. Специалисты, работающие в дата-центре, обеспечивают круглосуточный контроль за информационными системами ОМЗ, администрирование ресурсов и пользователей, плановое резервное копирование, защиту данных и доступ в сеть Интернет.
Каким же должен быть Центр обработки данных, чтобы компания отважилась доверить ему свою корпоративную систему? Ведь может возникнуть вполне естественный вопрос: насколько надежен этот центр, где концентрируются важнейшие информационные ресурсы многих фирм, офисы которых могут быть от него удалены на десятки километров?
Здесь можно сказать только одно: хороший ЦОД - это настоящий Форт Нокс для информации. Он должен представлять собой обширную технологическую площадку, соединенную с Интернет-магистралью высокоскоростной линией связи и напрямую подключенную к точке обмена трафиком MSK-IX. Это должна быть многоуровневая, прекрасно защищенная сетевая структура. Только высочайшая концентрация современных вычислительных ресурсов в сочетании с квалифицированным оказанием услуг смогут обеспечить оптимальное соотношение качества обслуживания и затрат, практически недостижимое при самостоятельном создании подобной площадки. Безопасность в дата-центре должна гарантироваться за счет систем климат-контроля и пожарной сигнализации, бесперебойного электропитания (с возможностью автономной работы), круглосуточной физической охраны, автоматизированного мониторинга оборудования и постоянной технической поддержки.
Отдать самое святое
ИТ-аутсорсинг может включать различные виды услуг.Один из них - аутсорсинг файловых сервисов (АФС) подразумевает использование серверного ядра, хранилищ данных и сетевых средств, расположенных в дата-центре. Необходимые мощности могут быть арендованы или заново созданы и выстроены по заказу клиента. Все вопросы работоспособности оборудования, поддержания систем, модернизации, исполнения административных функций берут на себя квалифицированные технические сотрудники и сервис-менеджеры компании-консультанта. В распоряжении заказчика остаются рабочие места, в его штате по-прежнему трудятся специалисты по использованию бизнес-приложений и менеджеры ИТ-служб. Но рост сложности систем не приводит к росту ИТ-структуры компании-заказчика. АФС позволяет снизить затраты на информационную инфраструктуру, обеспечивает защиту корпоративных данных и надежное управление ими, консолидацию их хранения, длительное сохранение архивов и возможность восстановления информации, администрирование и техническое обслуживание информационных систем, мониторинг и защиту данных от внешних и внутренних угроз, а также дает гарантию доступности информации. Защищенное подключение серверов к сети Интернет предоставляется по желанию заказчика. Доступ к серверам с удаленных рабочих мест происходит при помощи закрытых или открытых, но защищенных сетей.
На базе дата-центра может быть организовано и управление корпоративной почтовой системой (включая проектирование, реализацию и поддержку доменной структуры), здесь также могут быть размещены основные корпоративные информационные системы клиента. ЦОД предоставляет и такую вполне традиционную услугу, как хостинг. Клиент может разместить тут свои серверы, взять у центра в аренду серверы и серверные комплексы (в любой конфигурации), дисковое пространство или программно-аппаратный комплекс. Отличительной особенностью такого хостинга является его высокий уровень защищенности.
Кроме того, существует возможность аренды ERP-систем или размещения приложений, принадлежащих заказчику. В первом случае компания экономит как на покупке системы, так и на содержании инфраструктуры, на которой система будет размещена.
Внешний аутсорсинг ИС предприятия, как правило, строится на принципах долгосрочного партнерства. Услуги предоставляются на основе ежемесячных арендных платежей. Благодаря такому подходу клиенту не нужно самостоятельно решать задачи, связанные со строительством собственных серверных комнат, закупкой и обновлением дорогого оборудования и лицензионных программ, администрированием и поддержкой работоспособности информационных систем. ИТ-аутсорсинг делает ИТ-бюджет компаний более предсказуемым и планомерным.