ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ
Первое заседание своего правления провела учрежденная три месяца назад Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ; см. PC Week/RE, N 36/2003, с. 7). Как сообщил председатель ее правления Дмитрий Черешкин, создано два комитета, утвержден план мероприятий на следующий год, решено усилить работу по привлечению новых членов.
Один из новых комитетов - координационно-методологический - призван формулировать предложения для законодательных органов и бороться за их принятие, в другом будет сосредоточена информационная и аналитическая работа ассоциации. Как известно (см. PC Week/RE, N 44/2003, с. 58), реальные проекты в этой сфере во многом сдерживаются отсутствием законодательной базы, однако и тот проект закона об электронной торговле, который рассматривается в настоящее время Госдумой, не устраивает учредителей НАУЭТ. Они намерены внести в него существенные коррективы. Так, члены ассоциации настаивают на придании законной силы процедурам аукционов в практике электронных госзакупок.
Наряду с конференциями и семинарами по электронной торговле НАУЭТ планирует провести в будущем году круглый стол в Госдуме, посвященный законодательным проблемам подобных технологий и совершенствованию системы госзакупок. Кроме того, весной состоится общее собрание ассоциации - на нем будут избраны руководящие органы и внесены некоторые изменения в ее устав.
Отчет НАУЭТ о состоянии электронной торговли в России был представлен исполнительным директором ассоциации Антоном Никольским. В нем констатируется, что объем электронных торговых операций вырос за последний год на 81% и достиг 937 млн. долл. Наиболее быстрые темпы роста отмечены в государственном сегменте B2G, обороты которого увеличились более чем в десять раз и достигли 141 млн. долл. Однако по абсолютным показателям потребительский (B2C) и корпоративный (B2B) сегменты заметно его превосходят (480 и 316 млн. долл. соответственно). Прогнозируется, что в 2004 г. рынок электронной торговли вырастет до 1354 млн. долл. (+45%).
Впрочем, остальная часть отчета была посвящена исключительно проблемам B2G, а еще точнее - электронным госзакупкам. И это вполне закономерно: ведь уже на этапе создания НАУЭТ ее учредителями стали организации, интересы которых сфокусированы как раз на этом сегменте. По прогнозам Минэкономразвития, в 2003 г. объем государственных закупок должен составить 816 млрд. руб., или 6,5% от ВВП. Однако сегодня лишь 0,2% от этой суммы оборачивается в системе электронных госзакупок. Это значительно меньше, чем у мирового лидера Норвегии (25%) и не столь уж преуспевших в данной области США (5%). Обращает на себя внимание тот факт, что если в госзакупках на федеральном и региональном уровнях соответственно 71 и 61% сделок (в денежном выражении) осуществляется на конкурсной основе, то на уровне муниципальном доля таковых составляет всего 27%. Возможно, это связано с тем, что именно муниципальные закупки не подпадают под действие федерального и регионального законодательства и определяются нормативными актами местных властей. Думается, если практика столь широкого проведения закрытых конкурсов муниципальными администрациями будет продолжена, перевод их в электронную среду лишь дискредитирует хорошую в своей основе идею.