СЕМИНАРЫ

В Москве прошел семинар по управлению проектами ТОиР в энергетике

Энергетика сегодня у всех на слуху, но мало кто знает о проблемах управления техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР - термин, принятый во всех отраслях России; его английский эквивалент - Maintenance & Turnaround или, в атомной энергетике, Outage) сверхсложных энергетических комплексов. А ведь без подобных работ не обходится, пожалуй, ни один промышленный объект, а тем более такой значимый, как АЭС или ее отдельные блоки.

Изношенность основных фондов в нашей стране достигла критической отметки. Поддержание их в работоспособном состоянии сегодня является важнейшей задачей. По словам технического директора концерна "Росэнергоатом" Н. М. Сорокина, продление сроков эксплуатации АЭС еще на 15 лет за счет проведения модернизации позволяет достичь экономического эффекта уже через два года, в то время как строительство новой станции требует огромных инвестиций и немалого времени.

Александр Цветков: "Ремонтная кампания концерна "Росэнергоатом"

в 2004 года должна быть полностью спланирована с применением

ПО Primavera Enterprise"

Своевременный и качественный ремонт подобных технологически сложных комплексов можно провести только с помощью совершенной системы управления, обеспечивающей анализ и оптимальное распределение ограниченных ресурсов. В Москве 10 декабря прошел семинар "Управление проектами технического обслуживания, ремонта и модернизации в энергетике", проведенный под эгидой российской фирмы "ПМсофт" (www.pmsoft.ru), авторизованного представителя американской компании Primavera Systems в России, странах СНГ и Балтии. На нем как раз и обсуждались проблемы управления ТОиР в энергетике. В семинаре приняли участие пользователи и потенциальные клиенты не только из энергетической отрасли, но и из других, таких, как нефтехимическое производство, авиа- и судостроение и т. п.

"ПМсофт" представила систему управления ТОиР промышленными комплексами (в том числе АЭС), построенную на основе ПО Primavera Enterprise фирмы Primavera Systems.

По словам консультанта европейского офиса Primavera (Лондон) Джеффа Робертса, предлагаемое ими ПО широко используется в разных странах при выполнении ремонтных работ на объектах различной сложности. Он познакомил аудиторию с успешными результатами внедрения и применения систем управления ТОиР на базе Primavera Enterprise. При этом г-н Робертс подчеркнул, что главным в их продукте является ноу-хау, основанное на 20-летнем опыте работы с полумиллионом пользователей в различных отраслях - нефтегазовой, энергетической, металлургической, строительной, а также в информационных, телекоммуникационных и других проектах.

Проектирование системы управления ТОиР состоит из нескольких этапов. Наиболее сложный и ответственный - изучение бизнес-процессов, их анализ. Затем ведется разработка модели и ее согласование со специалистами и руководством. Наконец, после формализации выполняется внедрение системы путем настройки Primavera Enterprise, подготовки пользователей на базе регламентов и инструкций. В ряде случаев специалистам "ПМсофт" приходится разрабатывать специальные интеграционные модули и приложения, дополняющие возможности базового ПО.

В системе Primavera предусмотрены интерфейсные модули, обеспечивающие интеграцию на уровне обмена данными с ERP-системами, такими, как SAP, Oracle Applications, IFS, Maximo, Indus и др. Например, на основе построенного в Primavera календарно-сетевого графика в ERP-систему передаются даты начала и окончания работ, сроки поставок необходимых для их выполнения материалов и комплектующих. С использованием этой информации формируется заказ, должным образом распределяются финансы, рассчитывается потребность в персонале. В Primavera из ERP-системы поступают данные о выполненных платежах, о наличии комплектующих и закрытых нарядах. Джефф Робертс указал на отличительные особенности своего продукта от модулей управления проектами ERP-систем: одновременное многопользовательское управление технологическими операциями на рабочих местах по календарно-сетевому графику, оптимизация загрузки нескольких ресурсов, четкое определение ответственности участников производственного процесса, функция управления изменениями.

Предусмотрена возможность получения и анализа с помощью системы Primavera вариантов графиков работ и их группировки по любым критериям. При этом ресурсы могут быть оптимизированы, что способствует сокращению сроков проведения ремонтов и, как следствие, уменьшению простоев оборудования при наличии требуемых ресурсов.

При проведении работ на конкретном объекте возникает множество факторов, ведущих к отклонению от запланированного графика, - это и реальное состояние оборудования, выявляемое только после вскрытия агрегатов, и несвоевременная поставка запасных частей и материалов, и многое другое. Эти неизбежные расхождения, по словам генерального директора "ПМсофта" Александра Цветкова, на практике могут быть учтены в базе данных типовых графиков ремонтов агрегатов и оборудования. Создав такую базу данных, предприятие получает возможность для сокращения сроков планирования и перепланирования, обеспечения взаимодействия между подразделениями по факту корректировки плана, а также применения интерфейсов между базой данных оборудования и системой управления проектами.

Важным моментом, отметил Александр Цветков, является то, что за несколько лет внедрения Primavera в атомной энергетике фирмой "ПМсофт" накоплен опыт, позволяющий разработать корпоративные стандарты для этой отрасли и энергетики в целом. По его словам, если до 2003 г. только отдельные АЭС применяли Primavera для построения календарно-сетевых графиков ремонтов, то ремонтная кампания концерна "Росэнергоатом" 2004-го должна быть полностью спланирована с помощью данного ПО.

Интересный опыт применения решений Primavera на Ленинградской АЭС (ЛАЭС) для управления ТОиР обобщил в своем выступлении заместитель начальника отдела планово-профилактических ремонтов (ОППР) Александр Трушин. Он отметил, что на первом этапе в 1995-1997 гг. было проведено тестирование четырех программных продуктов - Foton, SK, TimeLine и MS Project, которые, по его словам, оказались неподходящими для практического использования. На втором этапе, занявшем четыре года (по 2001-й), в рамках сотрудничества с финской компанией Fortum Engineering было внедрено ПО Primavera SureTrak Project Manager. За три года его промышленной эксплуатации на ЛАЭС было создано более 100 производственных графиков, позволивших синхронизировать между собой около 250 технологических процессов для каждого текущего ремонта (а для капитального - в два раза больше), включающего множество производственных операций. В 2001-2002 гг. на ЛАЭС совместно с компанией "ПМсофт" было обновлено ПО системы управления ТОиР на основе последней разработки Primavera Enterprise, что предоставило специалистам и руководству новые возможности, в том числе за счет многопроектной среды с многопользовательским регламентированным доступом, применения технологий Интернет/интранет, электронной почты и т. п. Во время пусконаладочных работ, выполнявшихся на ЛАЭС, сетевой календарный график, сформированный такой системой, учитывал более 50 циклов производственных операций, распределенных на четырехмесячном отрезке.

Основными задачами Primavera при эксплуатации и ремонте энергетических объектов, как отметил Александр Цветков, являются разработка, оптимизация ресурсов и управление ими на уровне календарно-сетевого планирования, что на реальном энергетическом объекте представляет собой очень сложную задачу, ибо требует учета и синхронизации множества циклов производственных операций, выполняемых одновременно в разных местах различными специалистами.