КОНКУРЕНЦИЯ

Рене Буше Фергюсон

Хотя корпорация Oracle (Редвуд-Шорз, шт. Калифорния) продолжает заявлять о недружественном намерении поглотить своего конкурента по корпоративному ПО фирму PeopleSoft (Плезантон, шт. Калифорния), предлагая взамен ее акционерам 7,3 млрд. долл., наблюдатели рассматривают различные возможности саморазрешения конфликта.

В ноябре Oracle откорректировала иск в суд штата Делавэр, требуя, чтобы PeopleSoft урезала обязательства по возврату денег покупателям своих продуктов, предусматриваемые программой Customer Assurance Program, поскольку они ставят финансовое препятствие для планируемого Oracle приобретения. Как отмечают наблюдатели, при отклонении иска Oracle, чтобы аннулировать свое предложение, сможет использовать в качестве аргумента стоимость указанной программы.

Если этого не произойдет, "утопить" сделку могут регулятивные органы США и Европы. И здесь, и там существует озабоченность, что объединение второго и третьего по значению поставщиков корпоративных приложений будет нарушением антимонопольного законодательства.

Наблюдатели не исключают, что Комиссия по ценным бумагам отложит принятие своего решения, чтобы не вмешиваться в конфликт на европейском уровне, пока не будет объявлено решение Министерства юстиции США.

Представители министерства не желают говорить о сроках вынесения своего решения, как и о том, заблокирует ли оно сделку.

Минувшим летом Oracle возбудила иск, требующий, чтобы PeopleSoft отказалась от так называемой "отравленной пилюли", т. е. перестала препятствовать поглощению при помощи своих корпоративных обязательств.

Customer Assurance Program фирмы PeopleSoft была объявлена в июне прошлого года, после того как в прессе появились ссылки на слова исполнительного директора Oracle Ларри Эллисона, что в случае успешной покупки его компания откажется от поддержки ПО PeopleSoft. В октябре PeopleSoft усилила эту программу, включив в нее обязательство по возмещению клиентам от двух- до пятикратной стоимости контракта, причем формулировка обязательства в принципе не исключает, что в сумму компенсации могут быть включены и такие крупные статьи затрат, как развертывание, интеграция и консалтинг.

Руководство PeopleSoft утверждает, что ее программа страхования клиентов не нанесет вреда Oracle, так как, даже если последней удастся осуществить покупку, Oracle заявляла, что, возможно, сохранит поддержку линейки продуктов PeopleSoft.

По мнению юриста Эда Хансена, партнера фирмы Shaw Pittman (Нью-Йорк), помогающего клиентам в сделках, связанных с технологиями, программа страхования - не только выгодное средство честного бизнеса, но и необходимость. Поскольку затраты на развертывание ПО зачастую троекратно превышают стоимость лицензии, Хансен придерживается стандартного правила оговаривать при сделках определенный план страхования, чтобы пользователи были спокойны, что в течение 5-10 лет им не придется заменять свое ПО.

"При слиянии, - сказал Хансен, - возникают те же юридические вопросы, как повсюду, где затрагиваются интересы пользователей. Они должны иметь гарантии производителя, что купленный продукт будет поддерживаться на протяжении ряда лет, вовремя обновляться и оставаться совместимым с тем, что предлагает рынок".