Шестая рамочная программа исследований и технологических разработок ЕС на 2002-2006 гг.
Владимир Дрожжинов, Александр Штрик
До создания Академии наук в Европейском Союзе еще не додумались.
Пока только рамочные программы (Framework Program, FP) являются там главным инструментом управления и финансирования НИР и ОКР. С начала 2003 г. реализуется так называемая Шестая рамочная программа исследований и технологических разработок ЕС (FP6, http://europa.eu.int/comm/research/fp6/index_en.html). Ее полный бюджет на четырехлетний период (2003-2006 гг.) составляет 17,5 млрд. евро. Это на 17% больше объема финансирования предыдущей программы и составляет 3,9% всего бюджета за 2001 г. и 6% бюджета гражданских государственных исследований Евросоюза.
Неудовлетворенность. Несмотря на огромные вложения и выдающиеся результаты (создание самолета "Аэйрбас", ракеты "Ариана", фундаментальные открытия в области физики, сделанные в Европейской организации для ядерных исследований, http://user.web.cern.ch/user/cern.html , и др.), европейцы не удовлетворены состоянием дел в области научных исследований, считая их неадекватными стратегической цели построения информационного общества, базирующегося на знаниях. Сухие цифры постоянно возбуждают эту неудовлетворенность: в среднем по странам ЕС национальные затраты на науку застыли на уровне 1,8% ВВП, а в США и Японии они динамично растут и сейчас составляют соответственно 2,7 и 3,1%.
Таблица 1. Структура и содержание программы FP6 (цветом выделены
работы, имеющие отношение к технологиям информационного общества)
Этот разрыв увеличивается с 1994 г. США, имея примерно тот же объем ВВП, что и ЕС, в 1999 г. затратили на науку на 75 млрд. евро больше. Масштабы инвестиций венчурного капитала США и Японии в создание новых высокотехнологичных предприятий постоянно растут. США опережают ЕС и во вложениях в индустрию знаний, которая помимо науки включает общее и специальное образование, инструменты создания, сопровождения и передачи новых знаний. Утверждается, что это позволило США сократить безработицу в последние 10 лет.
Аналогичное отставание имеет место и в области человеческого капитала. Научные сотрудники составляют в ЕС меньший процент рабочей силы, чем в США и Японии. И это несмотря на то, что количество студентов, готовящихся к карьере ученого, в ЕС выше. В свете стагнации финансирования науки понятна имеющая место "утечка мозгов" за океан. Например, в 1997 г. в США число европейских ученых и инженеров составило 83 101, а в 1993-м -77 283. В период с 1988 по 1995 гг. половина из 8760 европейских студентов, получивших в США докторскую степень, предпочли остаться там. В этом плане наши программисты-экспатрианты пролили елей на душу Минсвязи России, которое с помпой объявило недавно, что они начали возвращаться в родные пенаты (хотя все понимают, что это происходит в связи со стагнацией ИТ-индустрии в США и мире, а не оттого, что стало выгоднее трудиться в России; просто в США нет работы, но ее, к сожалению, нет и здесь).
Отличия FP6 от предыдущих программ. Главная цель программы FP6 - это создание Единого европейского научно-исследовательского пространства (European Research Area, ERA). Предполагается, что оно позволит ЕС добиться научного превосходства в мировом масштабе, повысит конкурентоспособность и инновационность союза через содействие сотрудничеству рассредоточенных по континенту научных институтов и компаний, через укрепление связей между ними и улучшение координации их деятельности.
В программе FP6 упрощены методы и процедуры управления, что позволит повысить ее результативность и усилит воздействие на ERA. В отличие от предыдущих программ уменьшено количество приоритетов, но больше внимания уделено интеграции исследований. Представлены некоторые новые инструменты поддержки науки, например сети превосходства (networks of excellence) и интегрированные проекты (integrated projects). Они призваны повысить результативность и уровень структурированности исследований, проводимых в Европейском Союзе. В FP6 предусмотрено формирование критических масс ресурсов, что улучшит координацию национальных институтов, повысит мобильность ученых и упростит им доступ к научной инфраструктуре.
В общей сложности при формировании программы было получено и проанализировано более 15 000 идей и предложений. Правила участия были разработаны правительством Дании, а первые выплаты начались в конце 2002 г.
Основные особенности, отличающие FP6 от других национальных или международных исследовательских программ, перечислены ниже.
Технологии информационного общества (ТИО), развиваемые в рамках программы FP6
· Европейское и международное измерение. В соответствии с принципом дополнительности (subsidiarity) все проекты должны быть транснациональными. Другими словами: в них могут участвовать только консорциумы партнеров из различных стран - членов ЕС и ассоциированных стран, т. е. работы по каждому проекту должны осуществляться не только в стране происхождения проекта, но и в других странах. Исследования, которые могут быть лучше выполнены на национальном или на региональном уровнях, т. е. не требующие международного сотрудничества, не будут включаться в программу. FP6 предусматривает также возможность финансирования организаций из третьих стран (международное сотрудничество).
· Стратегические цели. Основываясь на Соглашении об учреждении Европейского Союза, шестая рамочная программа должна служить двум главным стратегическим целям: укреплению научной и технологической базы промышленности ЕС и содействию росту международной конкурентоспособности входящих в него стран. Эти две цели создают общий контекст выбора приоритетов и инструментов организации и содержания научных и конструкторских разработок.
· Главные приоритеты. FP6 не охватывает все области науки и техники. На основе упомянутых выше стратегических целей было выбрано ограниченное число тематических приоритетов. Потенциальные участники программы должны тщательно проверить, соответствуют ли им цели предлагаемых проектов. Междисциплинарные предложения, которые охватывают несколько разных тем, также могут быть представлены. Однако любое предложение должно фокусироваться на одной теме проекта.
· Разделение затрат. Как правило, Европейский Союз несет только некоторый процент от общих затрат на проект. Поэтому участники должны мобилизовать собственные ресурсы. Процент финансового вклада со стороны Евросоюза зависит от типа работы.
· Процесс подачи и отбора предложений. Подача предложений возможна только в ответ на запросы, которые публикуются в официальном журнале Европейского Союза и в Интернете (www.cordis.lu/fp6/calls.htm). Для каждого запроса выпущены специальные информационные пакеты, включающие документы, пояснения и формы, которые необходимы для подготовки предложений. Допускается также электронная система подачи предложений (electronic proposal submission system, EPSS), причем разработчикам настоятельно рекомендуется использовать именно ее. Все запросы имеют строгие предельные сроки подачи. Предложения для финансирования Европейской Комиссией оцениваются и отбираются с помощью независимых внешних экспертов. Критерии оценки и детальное описание всего процесса, включая этические аспекты, публикуются заранее. По предложениям, отнесенным к перспективным, Европейская Комиссия вступает в финансовые и научно-технические переговоры. В случае их успешного завершения будет заключен контракт между Еврокомиссией и участниками. Более подробная информация по FP6 размещена на сайте CORDIS - www.cordis.lu/fp6/ , правила этики - www.cordis.lu/rtd2002/science-society/Home.html 3 Руководство проектом. При управлении своими проектами консорциумы имеют большую автономию. Один из участников проекта должен выступать в роли координатора. Европейская Комиссия будет передавать финансовый вклад со стороны ЕС координатору для его дальнейшего распределения между всеми исполнителями проекта. Координатор будет также нести ответственность за предоставление отчетов. Для определения детальных взаимоотношений между участниками настоятельно рекомендуется заключение соглашения на уровне консорциума. В большинстве случаев такие соглашения являются обязательными. Европейская Комиссия предоставляет форму для подобных соглашений в пределах консорциума (www.cordis.lu/fp6/).
Участниками FP6 могут стать:
· группы ученых в вузах и научно-исследовательских институтах. Последние - одна из главных целевых групп FP6. Им предоставляется возможность принимать участие во всех начинаниях FP6 - в научных поисках, в организации центров по мобильности и обучению, куда приезжают исследователи для краткосрочной стажировки, и т. д.;
· компании, внедряющие (или планирующие внедрять) инновации. Такие компании также являются одной из главных целевых групп FP6, в особенности малые и средние предприятия (МСП), для которых предоставлено 15% всего бюджета программы. Компании могут участвовать во всех исследованиях и стать так называемыми центрами по мобильности и обучению;
· малые и средние предприятия. Основной путь вовлечения МСП в работы по FP6 лежит через действия, осуществляемые по приоритетным тематическим областям. Сюда могут входить интеграция проектов и специальные прикладные исследования. Кроме того, FP6 предусматривает для МСП определенные "горизонтальные" схемы ведения совместных проектов;
· ассоциации или объединения МСП - альтернативный путь привлечения МСП к программе. При этом в работе должны участвовать не менее половины их членов;
· государственные и муниципальные организации, имеющие дело с изучением политики или с управлением общественными аналитическими программами. Для них представляет интерес схема ERA-NET. Она предусматривает оказание поддержки транснациональной координации и сотрудничеству в работах, выполняемых на национальном или региональном уровнях. Кроме того, госучреждения могут быть ценными партнерами для консорциумов в тех областях, где они выступают в роли пользователей результатов научных исследований (например, в здравоохранении, в охране окружающей среды, в транспортной отрасли, в законотворчестве и т. д.). Подробнее о схеме ERA-NET см.: http://europa.eu.int/comm/research/fp6/era-net.html ;
· студенты вузов. Как правило, программы, финансируемые по FP6, не ориентированы на студентов, за исключением тех, что призваны привлечь в науку молодых людей. Мероприятия, поддерживающие мобильность студентов в Европейском Союзе, сконцентрированы в рамках образовательных программ SOCRATES-ERASMUS и ряда других, см.: http://europa.eu.int/comm/education/programmes/socrates/erasmus/erasmus_en.html ;
· молодые исследователи (аспиранты). Специальные схемы поддержки мобильности и обучения предусмотрены в FP6 для молодых ученых. Они позволяют им строить научную карьеру в любой из стран ЕС. Кроме того, они могут получить помощь для участия в международных конференциях или стажировки в центрах обучения;
· опытные исследователи. Специальные мероприятия по поддержке мобильности предусмотрены в программе FP6 и для опытных исследователей (имеющих ученые степени или опыт работы от четырех лет). Цель их в том, чтобы обеспечить более углубленное обучение специалистов, а также передачу знаний инновационным научным учреждениям или тем из них, что расположены в менее развитых регионах;
· исследователи мирового класса. Существуют гранты, именуемые Excellence Grants, которые предоставляются выдающимся ученым для организации команды, нацеленной на проведение перспективных работ в определенной области науки или междисциплинарных исследований, а также для создания уникальных программ обучения, позволяющих привлекать специалистов мирового класса и поощрять их к продолжению своей научной карьеры в Европе;
· учреждения, выполняющие исследования в транснациональных интересах. В их задачу входит оказание поддержки межнациональных исследований, проводимых учеными всего мира, а также исследований и разработки новых инфраструктур и коммуникационных сетей;
· организации и отдельные участники из третьих стран. Международное сотрудничество (в том числе и сотрудничество с третьими странами, не являющимися членами ЕС или ассоциированными государствами) - неотъемлемая часть FP6.
Структура и содержание FP6. Программа состоит из трех главных блоков, сгруппированных в двух специальных программах плюс третья специальная программа по ядерным исследованиям (см. табл. 1).
· Блок 1 - содержит семь приоритетных тематических областей и специальные действия, охватывающие более широкие сферы исследований.
· Блок 2 - включает действия по структуризации Единого европейского научно-исследовательского пространства.
· Блок 3 - охватывает меры по усилению фундамента Единого европейского научно-исследовательского пространства.
Таблица 2. Структура бюджета Шестой рамочной программы (в млн. евро)
Ассигнования на программу представлены в табл. 2, а на рисунке показана структура работ, проводимых в рамках тематического направления "Технологии информационного общества". Здесь встречается новый для российского ИКТ-уха термин э-включение (e-inclusion, http://www.cordis.lu/ist/so/einclusion/home.html). Он означает вовлечение в жизнь общества с помощью специальных средств людей с различными физическими недостатками. К таким средствам относятся, в частности, интеллектуальные следящие сенсорные системы, роботы-проводники, инвалидные коляски и т. п. Одна из сфер вовлечения - электронный или мобильный бизнес (э- и м-бизнес) Вместо заключения. Рамочные программы НИР и ОКР ЕС представляют для России несомненный интерес с точки зрения, в первую очередь, организации самого процесса составления и формирования программы, сбора предложений, выбора проектов, мониторинга и управления проектами. Нечто подобное мы видим, например, в ФЦП "Электронная Россия" в части проведения конкурсов на выполнение региональных и муниципальных проектов информатизации, ежегодно организуемых Минсвязи и Мин-экономразвития РФ. Только в нашем случае для победителей все заканчивается, как правило, получением "почетных досок", поскольку деньги на проекты выделяются по остаточному принципу. Все проекты и технические задания на них по мероприятиям ФЦП определяются самими федеральными ведомствами - заказчиками программы, которые проводят тендеры исполнителей проектов.
Суть рамочности программ НИР и ОКР ЕС состоит как раз в том, что изначально определены только направления исследований и бюджет по ним. Дальше после выдачи запроса на предложение проектов экспертное сообщество анализирует заявки от исполнителей в режиме "первым вошел-первым вышел" до исчерпания лимита денег на направление. Таким образом государство формирует список направлений приоритетных исследований и бюджет, а научное сообщество предлагает их проектное наполнение. Здесь нет ведомственного интереса, только общественный.