ТЕХНОЛОГИИ
Ни для кого не секрет, Что ГИС проникает в бизнес медленно и трудно. В нашей стране основными потребителями геоинформационных услуг и технологий выступают министерства и ведомства, естественные монополии и нефтегазовые компании, а что касается сферы торговли и услуг, то там о ГИС, несмотря на активные усилия, предпринимаемые российским ГИС-сообществом, отродясь не слыхивали. А ведь геоинформатика может решить множество задач, стоящих перед бизнесом, и обеспечить компаниям серьезное конкурентное преимущество.
ГИС позволяет решать многие задачи, из которых самыми главными, популярными и востребованными являются: выбор оптимального местоположения для торговой точки или пункта обслуживания; оценка расположения, стоимости и рисков для объектов недвижимости; планирование рекламных кампаний и почтовых рассылок; анализ расположения клиентов организации; разработка оптимальных маршрутов при перевозке грузов; анализ потоков путешественников для туристических компаний и классификация претензий; выявление пространственных изменений, происходящих со временем. Последняя задача не привязана к конкретному типу бизнеса и может быть использована для выявления тенденций в любой отрасли.
Задача N 1. Расположение торговых точек
Эту задачу упоминают в контексте бизнес-геоинформатики чаще всего, но гораздо реже приходится читать о конкретных механизмах решения этой проблемы и данных, для этого необходимых. Рассмотрим пример: в городе Фениксе (США) некая дама, владелец сети из двадцати четырех закусочных, планировала открыть еще столько же. Она долго ломала голову, ползала с линейкой по карте и колесила по городу. Наконец, устав от размышлений и не в силах принять окончательное решение, предпринимательница обратилась в компанию, специализирующуюся на предоставлении геоинформационных услуг в бизнесе, и они решили эту задачу оптимальным образом. Вот как действовали ГИС-специалисты: прежде всего выбрали переменную, которую нужно было максимизировать, - ею стал объем продаж в каждой из закусочных. Так как закусочные в основном обслуживали людей, живущих неподалеку, то радиус буфера, в пределах которого предположительно находится основная масса потребителей, приняли равным одному километру. Затем в ГИС загрузили базу данных Бюро переписи США и составили восемнадцать моделей, описывающих зависимость объема продаж в закусочной от параметров, характеризующих население в буферной зоне. Самая точная из них, как выяснилось после дополнительных расчетов, имела следующий вид: X = 271 + 0,28Y1 + 3,18Y2 - 0,65Y3, где X - ожидаемый объем продаж: Y1 - процент жителей младше 18 лет; Y2 - процент выходцев из Азии; Y3 - процент служащих, использующих общественный транспорт.
Планирование оптимального маршрута курьерской доставки
Все, что теперь надо было делать владелице сети закусочных, это указывать места на карте города и смотреть расчетную цифру объема продаж. (Эта модель не совсем полна, т. к. не учитывает наличие конкуренции. - прим. ред.) Кстати, система принесла двойную пользу: кроме мест для открытия новых пунктов общепита, дама перенесла пару старых торговых точек в более подходящие, с точки зрения ГИС, места.
Из приведенного примера становится совершенно понятно, почему такие задачи в России не решаются. Во-первых, нет четких данных о населении с точностью до десяти человек на квартал и учитывающих около 100 показателей по каждому гражданину; во-вторых, часто отсутствуют точные карты городов. И если последняя задача еще худо-бедно у нас в стране решается, то сбор и публикация данных переписи, доступных всем желающим, - это задача государства, а не каждого конкретного города, и надеяться на ее решение в ближайшее время смысла нет.
Задача N 2. Расположение рекламных щитов
Эта задача подобна предыдущей, за исключением того, что рекламные щиты часто располагают вдоль автомобильных магистралей, а данные о дорожном трафике более доступны, чем сведения о населении. Цифровые карты автомобильных дорог в России есть - не для всех городов и территорий они одинаково подробны, но в целом ситуация не безнадежна. Поток пассажиров в метро и на улицах тоже является информацией, получение которой вполне реально.
Задача N 3. Планирование маршрутов
Эта задача требует тех же данных, что и предыдущая, но ее целевая функция имеет противоположное значение: если для рекламных щитов наличие постоянных пробок - это благо, так как увеличивается период рассматривания рекламного объявления реципиентом, то для водителя грузового автомобиля, в задачу которого входит посетить двадцать мест за ограниченное время, потратив на это минимум топлива, пробки - фактор негативный. С математической точки зрения планирование оптимального маршрута, если места остановок известны заранее, - типичная "задача коммивояжера", хорошо известная каждому выпускнику технического вуза. Точность ее решения зависит от полноты сведений о дорогах, ее загруженности в разное время суток, состоянии покрытия и ограничениях, накладываемых правилами дорожного движения, в частности направлений проезда по улицам и транспортным развязкам. В Москве такие задачи успешно решаются уже довольно давно.
Задача N 4. Анализ туристических потоков
Особенностью применения ГИС в этой области деятельности является то, что на точность пространственных данных и функциональность ГИС накладываются минимальные требования. Вместо полнофункциональной геоинформационной системы даже можно использовать MS Excel с картой мира. Несмотря на это, анализ туристических потоков, территориального распределения претензий и других пространственно-статистических показателей является типичной ГИС-задачей, решение которой ничем в России не сдерживается.
Задача N 5. Оценка недвижимости
Эта задача также часто упоминается в числе основных проблем бизнес-географии. Расположение любого объекта - будь то здание или участок - может быть проанализировано с точки зрения близости к дорогам, центру города, достопримечательностям или инженерным коммуникациям. Эта информация помогает уточнить стоимость объекта и, кроме того, может стать основой оценки рисков, используемых компаниями, страхующими недвижимость. Несмотря на то что муниципальные системы, имеющиеся во многих городах России, позволяют получить некоторую часть информации, необходимой для решения подобных задач, многие проблемы еще долго будут неразрешимы. К примеру, у нас в стране пока нет систем, способных обработать запрос типа: "Какой процент офисных площадей до 100 кв. м пустует в радиусе 500 м от здания Х?".
|
Трехмерное моделирование объектов недвижимости в г. Салехарде
Задача N 6. Планирование рекламных кампаний и почтовых рассылок
Эта задача сложна, многогранна и имеет несколько уровней. Первый подразумевает составление карты, где будут разными цветами отмечены дома, жители которых уже получили или еще не получили рекламные объявления в свои почтовые ящики. А последний из уровней предполагает исследование пассажиропотоков и размещение рекламных плакатов таким образом, чтобы как минимум 20% жителей города встречали эту рекламу не менее 7 раз в сутки. Такая задача была решена в Вене продавцом местного сорта кофе. Требования к исходным данным тоже различаются - минимальные предполагают наличие электронной карты с детализацией до дома; что касается максимальных, то тут чем более подробная пространственная и фактическая информация имеется в распоряжении рекламистов, тем лучший результат способны показать ГИС-методы.
Задача N 7. Учет клиентов компании
Эта задача появилась совсем недавно и ознаменовалась массовым внедрением ГИС в состав систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Анализ расположения клиентов позволяет оценить эффективность рекламы в разных регионах, улучшить их обслуживание и планировать дальнейшие действия маркетингового отдела. Основная проблема в том, что если планирование оптимального маршрута и рекламной кампании или оценку недвижимости можно поручить сторонней организации, то вряд ли руководство компании доверит кому-либо список своих клиентов. Таким образом, анализировать придется своими силами, ГИС традиционно стоят не слишком дешево, а CRM-системы и того дороже; другими словами, подобный проект сможет осуществить только крупная организация, анализирующая пространственное расположение своих клиентов.
С автором можно связаться по адресу: blinkova@pcweek.ru.