КОМПАНИИ
В преддверии окончания 2003 финансового года Oki Europe (www.oki.ru) завершает подготовку планов развития на очередной трехлетний период (такие планы в компании составляются ежегодно), и уже ясно, что выбранный ею два года назад стратегический курс не претерпит сколько-нибудь существенного изменения. Основные задачи на ближайшую трехлетку Теренс Лэйдло, региональный вице-президент Oki Europe по Восточной Европе, сформулировал так: "...Удерживать позиции в сегменте настольной монохромной печати и агрессивно наращивать свою долю на рынке цветных лазерных и светодиодных принтеров".
Теренс Лэйдло: "В следующие три года мы
ожидаем взрывного роста рынка цветной печати"
Подобная расстановка акцентов имеет под собой вполне понятные причины. С одной стороны, монохромные аппараты составляют подавляющую часть восточноевропейского рынка средств лазерной печати, а значит, отказ от него в любом случае означал бы для компании снижение общего оборота в разы и утрату имиджа одного из ведущих производителей печатающих устройств. С другой стороны, как отметил г-н Лэйдло, есть все основания для взрывного роста сегмента цветных принтеров в ближайшие три года. Здесь разница в рыночном положении главных игроков невелика, и это дает Oki, обладающей хорошей линейкой продуктов для печати в цвете (модели семейств С5000, С7000, С9000), шанс побороться за первые строчки в рейтинге. Ей уже удалось выйти на передний план в цветном сегменте в Испании, Словении, Скандинавии, и этот перечень неплохо было бы продолжить.
Нацеленность компании на продвижение цветных устройств в офисы проявляется и в постепенном изменении структуры ее продаж. "В 2002 финансовом году цветные продукты составили 20% нашего бизнеса в Европе, а за три квартала следующего года этот показатель вырос до 35-40%. Когда же мы говорим о трехлетнем плане, то имеем в виду цифру в 50%", - сказал г-н Лэйдло.
Илья Звонов: "У нас сегодня очень устойчивый бизнес"
В русле сформулированных им основных задач на трехлетку будет развиваться и российское представительство Oki Europe. В России, у которой появился очень хороший шанс стать самым большим рынком принтеров в Европе (в натуральном выражении), сегменты монохромной и цветной лазерной печати соотносятся по объему примерно как 100:1, и потому значимость первого из них для компании безусловно высока. Правда, в наиболее популярном у нас сегменте устройств печати начального уровня Oki, по словам главы московского представительства Ильи Звонова, играть не будет. "Свою стратегию мы строим в расчете на продукты среднего и высшего класса, - пояснил он. - Поэтому наши планы воображение не поражают. Мы абстрагировались от магии чисел".
Тем не менее без чисел планов не бывает, и некоторые цифры представительство Oki обнародовало. Так, к концу 2006 г. планируется удвоить поставки настольных монохромных светодиодных принтеров и увеличить долю в этом классе продуктов более чем вдвое. Еще более агрессивные задачи поставлены в сегменте цветных принтеров, где рост объемов продаж должен составить 450%, а рыночная доля - вырасти до 15%. И только на рынке матричных устройств печати, который, по прогнозам IDC, сократится к 2006 г. на 35%, компания намерена лишь сохранить объемы поставок.
Поскольку сами представители Oki признают, что сегодня весьма трудно прогнозировать дальнейшее развитие рынка в цифрах, то и к плановым показателям, очевидно, следует относиться лишь как к некоторым ориентирам, определяющим приоритеты компании. В данном случае они очевидны - все, что касается цвета, остается для нее вопросом номер один.
Если же говорить о тактике решения ближайших задач, то она, по словам г-на Звонова, будет выражаться в "тиражировании достижений компании в отдельно взятых элементах рынка, географических и вертикальных". При этом компания продолжит реформирование каналов продаж и структуры сервисной сети с учетом общей фокусировки на корпоративных клиентах и расширении бизнеса в регионах. Эта работа была начата еще в прошлом году и потребовала заметного изменения структуры самого представительства. Сейчас самое крупное подразделение в нем - департамент продаж и маркетинга, который с лета возглавила пришедшая в компанию Светлана Рязанцева. В него входят группа маркетинга, группа по работе с корпоративными заказчиками и отдел по работе с партнерами. Кстати, характер распределения обязанностей в последнем тоже изменился. Как пояснила г-жа Рязанцева, вместо ориентации на определенную категорию партнеров его сотрудники теперь ориентированы на определенные регионы и отвечают там за развитие всей дилерской сети. Вкупе с реализованными компанией маркетинговыми программами это уже привело к увеличению доли поставок продукции Oki в регионы до 55%.
Есть и уникальные примеры по отдельным элементам рынка - екатеринбургская фирма "Оргтехника+", начав активно продвигать цветную печать на местный рынок, за короткий срок взяла под свой контроль около 70% данного сегмента. Очевидно, опыт этой фирмы Oki постарается распространить и на другие регионы. Подробнее об этом, а также о результатах 2003 финансового года представительство компании обещает рассказать сразу по его завершении в апреле.