ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

Рынок цифрового фото постепенно стабилизируется, формируя все более устойчивые сегменты, различающиеся не по какому-то одному техническому параметру (например, числу мегапикселов в матрице светочувствительного сенсора камеры или кратности оптического зума), а по целой совокупности характеристик, определяющих потребительские свойства продукта и позволяющих более точно ориентировать его на конкретную группу пользователей. Очевидно, это облегчает задачу выбора камеры, особенно для тех, кто начинает осваивать цифровую фотографию. Конечно, говорить о сложившейся классификации еще рано, но сегодня уже можно выделить четыре категории цифровых фотоаппаратов - любительские, "продвинутые", полупрофессиональные и профессиональные. Может показаться удивительным, но чем серьезнее камера, тем в ней не только умнее и быстрее автоматика, но и шире функции ручного управления.

С внешней вспышкой и широкоугольным

конвертером камера Dimage Z1 выглядит

совсем "по-взрослому"

Камеру Dimage Z1 компании Konica Minolta как минимум следует отнести к классу "продвинутых" аппаратов. Надо отметить, что эта сравнительно недорогая (цена порядка $400) камера зеркального типа выделяется даже на фоне заметно более дорогостоящих аппаратов полупрофессионального уровня благодаря исключительно удачному сочетанию таких характеристик, как 10-кратный оптический зум, "горячий башмак" для внешней TTL-вспышки, высокая скорострельность, возможность ручного и полуавтоматического управления, поддержка записи полнокадрового VGA-видео неограниченной продолжительности и оригинальный дизайн. Подобный букет возможностей вполне мог бы потянуть на 600-800 долл., поэтому следует рассеять возникшие вопросы и подозрения: разработчики пошли на ряд существенных, но, на мой взгляд, совершенно приемлемых упрощений, позволивших снизить цену аппарата не в ущерб его "творческому потенциалу".

В первую очередь надо отметить, что камера позволяет записывать изображения не более чем 3-мегапиксельного разрешения, а ее стильный корпус выполнен из не самой стойкой к царапинам пластмассы. Несмотря на объектив с 10-кратным трансфокатором, в аппарате отсутствует дорогостоящий оптический стабилизатор, считающийся одним из важных преимуществ старшей модели Dimage A1 с ее "всего лишь" 7-кратным зумом. При этом надо иметь в виду, что эквивалентный диапазон фокусных расстояний в Z1 - 38-380 мм, а в А1 - 28-200 мм, т. е. Z1 способна предложить почти вдвое большее увеличение объекта съемки, чем А1. Однако наши испытания показали, что риск получения смазанных телефотоснимков без стабилизатора можно минимизировать за счет ручной установки значения выдержки - в зависимости от освещенности объекта выдержка 1/300-1/500 гарантирует получение четкого кадра даже при максимально "вытянутом" зуме. А правильное экспонирование изображений обеспечивается благодаря хорошей светосиле объектива (максимальная апертура F2,8-3,5) и возможности варьирования светочувствительности от 50 до 400 ISO (задавать ее значение свыше 200 ISO стоит только в крайнем случае, поскольку при максимальной светочувствительности шумы сенсора становятся очень заметными).

В условиях низкой освещенности поможет и встроенная вспышка необычно высокой для таких приборов мощности - она способна пробивать мглу аж на 6 м, а в камере есть еще и функция коррекции мощности светоимпульса (+/- 2 шага экспозиции). Если этого покажется недостаточно (а к такому выводу, уверен, рано или поздно придет большинство владельцев Z1), то можно выложить еще как минимум полторы-две сотни долларов и обзавестись внешней TTL-вспышкой [кроме фирменных Minolta PF 2500(D), 3600HS(D) и 5600HS(D) с ведущими числами 25, 36 и 56 м соответственно, подойдут и Sigma EF-500DG ST/Super c ведущим числом 50], дозирующей свой импульс в строгом соответствии с управляющим сигналом камеры. Конечно, это не очень дешевое, но для творческого фотолюбителя истинное удовольствие. Ведь внешняя вспышка с поворотной головкой обладает не только несравнимо большей мощностью, но и позволяет избавиться от плоско освещенных кадров с "выбитыми" лобовым светом деталями и воспользоваться всеми преимуществами отраженного света (от потолка или стен), т. е. получать максимально естественные, насыщенные глубокими оттенками объемные портреты.

Справедливости ради надо отметить, что с внешней вспышкой Z1 взаимодействует в упрощенном режиме - не поддерживаются функции беспроводной и высокоскоростной синхронизации, а также подсветки автофокуса (вспышки оборудованы специальными красными лампами). Последнее обстоятельство - наиболее огорчительное, поскольку система автофокусировки камеры, хоть и снабжена "продвинутой" функцией постоянного видеоавтофокуса, зачастую не справляется с задачей наведения на резкость, если освещенность низка либо объект не обладает, по ее оценкам, достаточной контрастностью. В этих случаях поможет ручная фокусировка (здесь удобнее ориентироваться по шкале расстояний, чем по видимой четкости увеличенного фрагмента изображения на дисплее) в сочетании с заданием достаточно большого значения диафрагмы, обеспечивающего необходимую глубину резкости.

Несмотря на свой 10-кратный зум, упрощенная конструкция объектива дает о себе знать в проявлениях хроматических искажений. Кроме того, из-за минимального фокусного расстояния в 38 мм затруднена широкоугольная съемка. Впрочем, разработчики предусмотрели способ решения этой проблемы посредством дополнительного конвертера ZCW-100 (цена порядка $120), уменьшающего фокусное расстояние до 28 мм. Он навинчивается на объектив с помощью входящего в комплект переходного кольца. Если в меню настроек аппарата, как положено, указать об установке такого аксессуара, зум будет отключен и фокус зафиксирован. Если этого не сделать, то зумирование приведет к любопытным кольцевым искажениям.

К сожалению, формат статьи не позволяет рассказать о всех интересных функциях данной камеры. Отмечу лишь самые оригинальные. Так, в камере применена уникальная конструкция ЖК-дисплея, совмещенного с электронным видоискателем. Пользователь может выбрать один из двух режимов: в первом экран находится в привычном положении параллельно задней стенке камеры, во втором экран наклоняется внутри камеры - так, чтобы изображение с него проецировалось в глазок видоискателя. Окошко на задней стенке при этом закрывается шторкой наподобие затвора "Зенита". Учитывая, что сам ЖК-дисплей имеет размер всего в 1,5 дюйма, становится очевидно, что разработчики нашли хороший способ сэкономить на этой подсистеме. Тем не менее к очень странной поначалу конструкции быстро привыкаешь, к тому же она оказывается вполне эффективной и при съемке на ярком солнечном свете. Подозрение, что постоянно включенный ЖК-экран быстро "съест" заряд четырех АА-батарей, тоже легко рассеивается - энергосбережение камеры отвечает самым современным требованиям.

Интересующимся съемкой видеороликов камера предоставляет несколько вариантов. Самые интересные - съемка MOV-роликов 640x480 с частотой 30 кадр/c с зумированием (но без звука) или со звуком (но без зумирования). В обоих случаях продолжительность записи ограничена только объемом карты памяти SD/MMC.

Еще одна удивительно полезная функция - прогрессивный режим серийной съемки, позволяющий записать шесть последних сохраненных в оперативной памяти кадров (не работает со вспышкой). При этом фотограф может не бояться, что он не успеет нажать на спуск (а камера не успеет сработать) в счастливый момент (например, когда докладчик на долю секунды оторвется от цитирования шпаргалки и обратит свой взор на аудиторию), а просто навести на объект, нажать на спуск и спокойно ждать. Увидев, что событие свершилось, надо лишь отпустить спусковую кнопку и выбрать лучший из шести записанных подряд кадров.

Разумеется, в камере присутствуют все положенные автоматические режимы и сюжетные программы, позволяющие использовать интеллект устройства вместо собственного. Но наибольшие возможности в обмен на истраченные деньги получат желающие испытывать от процесса фотографирования творческое удовольствие.

Тестовый образец предоставлен дистрибьюторской компанией Alion (www.alion.ru).