ВЫСТАВКИ

А все потому, что законодательные и ведомственные новшества неисчерпаемы, как атом. Ежегодно с 1 января то вводится налог с продаж, то отменяется, только "упрощенку" изобретут, как тут же ее саму упрощать собираются. И все им, родимым, программистам нашим на радость. Вот и нынче заметное количество сопутствующих мероприятий (семинаров, конференций и пр.), проходивших на выставке, было посвящено вопросам перехода на новую ставку НДС, новациям в порядке исчисления налога на прибыль, предстоящим изменениям в законе о государственных унитарных предприятиях и пр. Полные залы собирали и бесплатные семинары компаний, и традиционные платные двухдневные мероприятия "Финансовой газеты", посвященные бухгалтерскому учету и налогообложению в наступившем году. Сама была свидетелем, как солидные дамы, выходившие с выставки в шесть вечера, оживленно обсуждали только что услышанное на семинаре и планировали, какие мероприятия следует посетить еще. Это подтвердил и исполнительный директор компании "Экспосервис-1" - устроителя выставки Владимир Шевченко (младший): "Действительно, конференции и семинары имели большой успех: например, 28 января, когда о налоге на прибыль рассказывал руководитель Департамента налогообложения прибыли МНС России К. И. Оганян, в конференц-зале не хватило мест".

Одним словом, бухгалтерско-аудиторская неделя в конце января прочно заняла свою нишу и вписалась в число безусловно полезных для учетных работников событий.

По традиции - сначала цифры

В количественном отношении, отметим, состав экспонентов стабилизировался и уже несколько лет находится около отметки 130 участников. Доля фирм - разработчиков ПО потихоньку приближается к четверти от общего числа, и это, наверное, правильно, тем более что наблюдается увеличение количества компаний, внедряющих системы учета и управления, разработанные другими. Причем если год-два назад последние на 80-90% состояли из "1С"-франчайзи, продвигающих программы своего вендора, то сейчас их прирост происходит в основном за счет фирм, внедряющих другое ПО. Например, среди участников данного сегмента были "Антивирусный центр" (продвигает антивирусное ПО различных производителей), "ИВД Мосстрой" (Navision), "ТБ-Центр" ("Турбо Бухгалтер"), "Термика" (ПБД "Кодекс" и др.), "Модус" (продукты нескольких фирм) и т. д.

Согласно опросу устроителей, посетители заинтересовались следующими направлениями (респонденты могли отметить несколько из предложенных пунктов):

· компьютерные программы для бухгалтерии, управленческого и налогового учета - 55%;

· деловая литература - 43%;

· бесплатные консультации - 38%;

· информационно-правовые системы - 35%;

· информационно-практические семинары - 31%;

· аудиторские услуги - 18%;

· консалтинговые услуги - 13%.

Добрались и до аудиторов

Удельный вес аудиторских и консалтинговых компаний на выставке стабилизировался, однако в нынешнем году среди экспонентов-аудиторов существенно выросла доля молодых фирм (организованных в 2000-2003 гг.) - их было более трети (см. диаграмму). Это вполне понятно - именно для них выставка представляет удобный случай заявить о себе. Тем более в год, когда отмечается 10-летие российского аудита - эта дата праздновалась здесь 27 января, ее предлагается официально объявить Днем аудитора.

Компания "Термика" приурочила к этому празднику выход новой версии своего продукта - "ЭкспрессАудит: Проф", о которой было объявлено на семинаре "Акутальные вопросы деятельности аудиторских фирм (методология и автоматизация)"; он проводился совместно с Аудиторской палатой России и "Финансовой газетой". Данный продукт создан разработчиками "Термики" и известным практикующим аудитором Николаем Барышниковым. Последний является автором оригинальной методики проведения общего аудита с помощью приведенных вопросов и ответов (их более полутора тысяч) по 15 типовым объектам аудита (изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, аудит элементов учетной политики организации, аудит операций с основными средствами, с нематериальными активами, с материалами и др.); каждый из разделов снабжен пакетом извлечений из соответствующих нормативных актов и детальными комментариями (вплоть до корреспонденции счетов).

Новая версия программно-аппаратного комплекса "Экспресс-Аудит: Проф" представляет собой систему автоматизации деятельности аудиторской фирмы и предназначена для решения полного цикла задач по проведению аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий и организаций (включая этапы подготовки, планирования и разработки программы аудита, распределения объектов аудита по исполнителям с последующим контролем выполнения работы, а также оформления документации по результатам аудита и ее систематизированного хранения).

Помимо основного блока комплекса г-ном Барышниковым уже подготовлены дополнительные отраслевые разделы - "Торговля" (входит в базовый вариант), "Строительство" и "Наука".

Важно, что концепция комплекса "ЭкспрессАудит: Проф" предусматривает информационную поддержку продукта, которая заключается в постоянной актуализации данных (раз в месяц; в соответствии с изменениями российского законодательства), а также в пополнении комплекса новыми авторскими вопросами.

Отметим, что до автоматизации аудиторской деятельности добрались наконец не только разработчики "Термики" - пару лет назад пакет "Помощник аудитора" был создан совместными усилиями компаний ДИЦ и "Гольдберг-Аудит". В нем реализован переход к стандартизации всех направлений аудиторской деятельности; процедуры аудита осуществляются с помощью специальных текстовых и расчетных бланков, бланков-тестов, бланков-процедур; используются алгоритмы, позволяющие автоматически определять уровень существенности, аудиторский риск и проводить расчет величины выборки. К выставке данный пакет пополнился еще одним приложением - "Финансовый анализ"; результаты аналитического исследования предприятия-клиента будут способствовать повышению эффективности его деятельности.

Свой продукт для аудиторов "Аудит-мастер" показала на выставке и компания "ДАСО Аудит Информ", основные сферы деятельности которой - аудит, услуги по ведению бухучета, налоговое планирование, а также внедрение ИС (в частности, БЭСТ - фирма является дилером "Интеллект-Сервиса").

Таким образом, за последние годы удалось автоматизировать и те виды деятельности, которые прежде казались трудно формализуемыми. Однако развитие законодательной базы и методических наработок в области экспертизы, создание стандартов для данной сферы превращают сегодня "аудит почти как искусство" в "аудит как регулярный бизнес", который, подобно прочим, можно и нужно автоматизировать.

Внимание - кадрам

Обсуждение проблемы кадров, поднятой главным редактором нашего еженедельника в первом номере года, вышедшем аккурат во время проведения выставки, оказалось очень кстати компаниям, представившим на выставке ПО для кадровых служб. А таких компаний было несколько (помимо поставщиков КИС, в которые, как правило, входят модули кадрового учета и расчета заработной платы).

Известный в этом сегменте игрок рынка компания "АиТ Софт", как обычно, показала программный комплекс "АиТ: Управление персоналом", состоящий из шести модулей, и новые модули к нему:

· рабочее место руководителя службы персонала;

· автоматический учет рабочего времени (электронная проходная);

· проектирование организационно-функциональной структуры учреждения.

На стенде "АиТ Софт", как и многих других фирм, проводились демонстрации ПО и консультации, в частности по таким животрепещущим вопросам, как использование электронно-цифровой подписи при отправке отчетности в Пенсионный фонд.

Новичок выставки, ГИВЦ Москвы, в своей основной, "государственной", ипостаси специализирующийся на автоматизации такой важной области, как социальная защита населения, использовал собственный опыт для создания вполне коммерческого продукта под названием "Оазис". На выставке впервые был продемонстрирован модуль "Справки о доходах физических лиц", вышедший в последних числах декабря. Кроме того, в программный комплекс входит подсистема, достаточно редкая даже для подобных специализированных продуктов, - "Сведения о трудовом стаже", предназначенная для автоматизации формирования сведений о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе государственного пенсионного страхования. Вещь полезная, являющаяся, по всей видимости, реализацией опыта работы компании с учреждениями социальной защиты.

Еще один новичок выставки, "Финкомплекс", помимо собственного одноименного продукта по начислению зарплаты предлагал потенциальным клиентам целый набор услуг - внедрение ПО на предприятии, аренду программного пакета, Интернет-доступ к ПО, аутсорсинг расчета зарплаты. А кроме того, разумеется, консультации и техническую поддержку.

Модуль "Управление персоналом" (в придачу к имевшейся уже "Зарплате") появился в системе "КомТех" (компания "Бухгалтерия КомТех"), демонстрируя, что данная ИС уже вышла за рамки простой бухгалтерской системы. Впрочем, здесь мы переходим к целому списку фирм, у которых в продвигаемые ими системы управления вошли соответствующие модули: "Зарплата" сегодня есть в каждой управленческой и учетной системе, в большинстве имеется и "Учет кадров" (или его элементы).

Для малого и среднего бизнеса

Вообще говоря, традиционно данная выставка привлекала наибольшее количество посетителей именно из сегмента малого и среднего бизнеса. И это понятно: крупная и высокая "гора" не пойдет сама к "Магомету" - разработчику, скорее устроит у себя тендер, куда последних придет несколько - для свободы выбора. А вот для "маленьких и средних" таким тендером является выставка.

В прошлом году корпорация "Парус" (вероятно, из-за проходившей тогда в компании реструктуризации) пропустила январскую бухгалтерскую неделю, зато в нынешнем вполне сознательно выставила для участия в ней одно из своих подразделений - Бизнес-центр решений для малого и среднего бизнеса. "Многие до сих пор считают, что управленческие системы с серьезными аналитическими возможностями нужны лишь для крупных предприятий, - отметил вице-президент по малому и среднему бизнесу корпорации Петр Волик. - Это, разумеется, не так, в чем мы на выставке и убедились: представив здесь аналитический программный комплекс (АПК) "Портфель управляющего", предназначенный именно для руководителей малых и средних компаний, мы увидели жгучий интерес с их стороны к таким продуктам". Методики, реализованные в данном продукте, позволяют осуществлять комплексный анализ продаж, закупок, эффективности товарооборота компании, производить сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности, решать различные задачи оперативного мониторинга, финансового анализа и планирования на предприятии (общее количество возможных аналитических отчетов - до 450). Он учитывает специфику работы в различных отраслях бизнеса (торговля, производство и пр.) и интегрируется с учетными системами как "Паруса", так и других разработчиков ("1С", БЭСТ и др.). "Директор небольшой компании, - добавил г-н Волик, - приобретая наш АПК, получает мини-ситуационный центр - ведь анализ бизнеса ему необходим сегодня не меньше, чем крупному заводу".

На выставке пользовалось успехом специальное предложение корпорации - "12", в соответствии с которым базовые конфигурации двух Windows-систем ("Парус 4W" и "Парус 7") распространялись по льготной цене - 12 тыс. рублей. Были продемонстрированы новые возможности программных продуктов "Паруса" по интеграции с ПО других поставщиков, одна из которых - выгрузка отчетности в форматах, утвержденных МНС России, из ПП "Парус" в программу "Спринтер" компании "Такском".

В рамках поддержки существующих и потенциальных клиентов из данного сегмента корпорация предложила новый вид массовых услуг - ИТ-аудит. Технические консультанты "Паруса" готовы бесплатно провести экспресс-диагностику действующего на предприятии программно-аппаратного комплекса и указать целевое решение выявленных проблем. По свидетельству г-на Волика, уже на выставке нашлось огромное число желающих воспользоваться этим нововведением.

Распределение экспонентов выставки "Бухгалтерский учет и аудит’2004" по годам образования компаний

Разработчики ПО. В этом сегменте, как и в прошлые годы, основную массу участников составляют компании, образованные в 1990-1993 гг., хотя в той или иной мере представлены все периоды. В нынешнем году стало больше участников, "родившихся" в 1997 г. (видимо, год предкризисного подъема был в этом смысле удачным), присутствовали и фирмы трех последних лет, которым интересно "и себя показать, и на других посмотреть".

Компании, внедряющие ПО. Этот сегмент заметно увеличился за последний год, причем в основном за счет компаний, продвигающих разные продукты (не "1С"). Таких сегодня в данной группе - уже треть, тогда как в прошлом году было менее 10%.

Компания "Интеллект-Сервис" наибольшее внимание по праву уделила свежей версии программы БЭСТ-5, опирающейся на современную технологическую платформу и включающей множество новых учетно-аналитических функций. Главные преимущества этой платформы - значительное снижение требований к ресурсам компьютерной техники, наличие встроенной среды разработки, позволяющей изменять бизнес-логику данного программного комплекса и создавать произвольные пользовательские приложения, а также развитой графический интерфейс.

Система БЭСТ-5 также впервые включает в себя приложение "Кадры", интегрируемое с подсистемой учета зарплаты и другими компонентами этого программного комплекса. С его помощью можно управлять организационной структурой компании, вести картотеку сотрудников, штатное расписание, оформлять необходимые виды приказов по персоналу (прием, увольнение, перевод на другую работу, уход в отпуск и т. д.), а также получать различные отчеты и справки, касающиеся сотрудников предприятия. К числу новых возможностей системы относятся средства формирования бухгалтерской и налоговой отчетности на электронных носителях в формате, утвержденном МНС РФ. Файлы с отчетностью, подготовленные при помощи системы БЭСТ-5, могут быть выгружены в систему "Спринтер" фирмы "Такском" или в любую другую программу, предназначенную для передачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи.

Компания "Интеллект-Сервис" провела на выставке ряд мероприятий для пользователей. Так, День открытых дверей Клуба пользователей ПО серии БЭСТ на тему "Правила исчисления и уплаты НДС в 2004 году", организованный не только для клиентов фирмы, но и для всех, кого волновали вопросы перехода на новую ставку НДС, собрал так много людей, что в зал пришлось ставить дополнительные стулья. Здесь выступила руководитель Департамента косвенных налогов МНС РФ Н. С. Чамкина, подробно осветившая самые трудные вопросы - учет расчетов по НДС в переходном периоде, правила заполнения новой налоговой декларации и др. Действительно, в условиях перехода со старой налоговой ставки на новую бухгалтерам приходится регистрировать и обрабатывать документы, где фигурируют обе ставки налога. Для обеспечения возможности ввода документов в переходный период в программах серии БЭСТ реализовано ведение истории ставок. Другими словами, для каждой ставки, внесенной в справочник ставок НДС, указано начало и окончание периода ее действия. При оформлении документа на основании его даты программа автоматически выбирает из соответствующего справочника ту ставку, которая актуальна на данную дату. По усмотрению пользователя ставка, предложенная системой автоматически, может быть скорректирована вручную: решающее слово в программных продуктах серии БЭСТ всегда предоставлено бухгалтеру предприятия.

Из актуальных сегодня направлений, важных, в частности, и для малого бизнеса, укажем также на бурное развитие средств (программных и коммуникационных) для передачи отчетности в электронном виде. Это и специальные модули в кадровых системах разных производителей, предназначенные для формирования отчетов в Пенсионный фонд; и ПО для ведения налоговых карточек, справок о доходах, индивидуальных карточек по ЕСН и пр. (программа "Налогоплательщик"); и программный комплекс "Спринтер" компании "Такском", созданный для передачи отчетности в налоговые инспекции с использованием средств защищенной электронной почты. Учитывая, что эта фирма является специализированным оператором связи системы ЭОКС ("Электронная отчетность по каналам связи") по отношению к УМНС России по г. Москве и Межрегиональным инспекциям МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, а также налогоплательщикам, состоящим на учете в подведомственных инспекциях МНС России этих налоговых органов, можно понять стремление ведущих компаний сделать возможной выгрузку отчетности, подготовленной в их ИС, в систему фирмы "Такском" для передачи по каналам связи. Такую выгрузку уже допускают пакеты "Паруса", БЭСТ, "1С" и ряда других фирм.