КОНФЕРЕНЦИИ

В конце прошлого года в Москве состоялась целая серия мероприятий (две выставки и одна конференция), в центре внимания которых были вопросы применения информационных технологий в музейном деле. Интерес к этой теме легко объясним: использование ИТ позволяет вывести деятельность музеев на качественно новый уровень, в том числе за счет резкого расширения потенциальной аудитории (Интернет, электронные каталоги и т. д.). Среди представленных на этих выставках аппаратно-программных продуктов особо выделялась информационно-справочная система "Ника-Музей" компании Cognitive Technologies, акцент в которой делается на комплексную автоматизацию специфических бизнес-процессов (большинство других продуктов ориентируется на создание архивов, Web-сайтов, электронных каталогов, виртуальных музеев).

Руководитель проекта "Ника-Музей"

профессор Н. Е. Емельянов

История создания продукта исчисляется уже двумя десятилетиями и ведется со времен мэйнфреймов серии ЕС ЭВМ, когда задачами автоматизации Государственного исторического музея (ГИМ) занимался академический Институт системного анализа на базе популярной в те годы объектно-ориентированной информационной системы ИНЭС. Несколько лет назад сотрудничество ГИМ с компьютерными организациями - но уже в лице компании Cognitive Technologies во главе с руководителем проекта профессором Н. Е. Емельяновым - получило новый импульс. В 2000 г. была реализована автоматизированная система ГИМ на базе СУБД "Ника", являющейся технологическим наследником ИНЭС (см. PC Week/RE, N 1/2001, с. 36). Учитывая полученный опыт, Cognitive Technologies продолжила работы по совершенствованию своего решения, в результате чего появился тиражный продукт "Ника-Музей"; уже опробованный в ряде известных московских музеев (ГИМ, Музей истории Москвы, Центральный музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева и др.), в настоящее время он может применяться в музеях самого различного профиля.

Демонстрируя возможности "Ники-Музея" на московской выставке EVA’2003 (Electronic Imaging & the Visual Arts, она проходила в Третьяковской галерее в декабре 2003 г.), руководитель направления документооборота Cognitive Technologies Михаил Потапенко отметил, что данная система ("Ника-Музей" построена в целом на той же технологической платформе, что и "Евфрат-Документооборот" этой же компании) нацелена на решение трех основных задач музейного дела: учет объектов хранения, поддержка научно-исследовательских работ и обеспечение экспозиционно-выставочной деятельности. Специфику данного подхода можно пояснить таким примером: практически ни один российский музей, как это ни удивительно, пока не использует систем документооборота, хотя их необходимость очевидна и многие ИТ-сотрудники музеев уже это осознали.

Учет музейных объектов является весьма специфической задачей, существенно отличающейся от традиционного учета материальных ценностей на предприятиях. Одна из главных особенностей здесь заключается в том, что набор реквизитов, как правило, очень широк (может доходить до нескольких сотен) и, самое главное, уникален для каждого конкретного случая. Более того, он может постоянно изменяться и дополняться в ходе исследовательских работ. В этой ситуации применение именно объектно-ориентированных СУБД является наиболее эффективным, поскольку они позволяют изменять структуру данных без перенастройки всей системы.

Ввиду сложного характера классификации и систематизации музейных объектов несомненное значение имеют развитые средства поиска информации. "Ника-Музей" обеспечивает возможности поиска как по полям форм (с применением автоматического индексирования и создания алфавитных указателей и тезаурусов), так и по содержанию документов (реквизитный и полнотекстовый) с учетом морфологии русского языка.

Как это ни покажется странным, но именно в музеях происходит весьма динамичное движение объектов учета, в первую очередь связанное с выездными экспозициями. При этом особо сложным и трудоемким процессом является подготовка таможенных документов при формировании зарубежных выставок. Информационные технологии помогают решать эти проблемы: по данным начальника отдела информатики ГИМ Кирилла Полуэктова, использование "Ники-Музея" позволило сократить время подготовки необходимой документации (в том числе имеющей юридическую силу) в 5-10 раз по сравнению с традиционными ручными методами.

Перечисленные выше возможности системы в основном обеспечивают внутренние деловые процессы музеев. Однако сегодня на передний план в этих учреждениях выходят передовые методы работы с посетителями. Это тем более важно, что именно здесь находится один из главных источников дополнительных внебюджетных финансовых средств. В "Нике-Музее" имеются встроенные средства для автоматического создания шаблонов разнообразных электронных тематических каталогов на основе описаний объектов, хранимых в базе данных. После небольшой ручной доработки с помощью обычных инструментов Web-дизайна эта информация может быть размещена на Web-сайте или компакт-диске. Имеющийся опыт показывает, что создание нового уникального электронного каталога занимает не более одного месяца и, самое главное, весь комплекс работ может быть выполнен силами самих музейных работников. Затраты на формирование CD-ROM на один-два порядка меньше, чем на выпуск печатных изданий, а полнота информации и удобство работы (поиск, перекрестные ссылки, просмотр в различных форматах) существенно выше. В результате каждую новую выставку музеи могут сопровождать соответствующими наборами необходимых информационных материалов - об этом раньше можно было только мечтать.

Завершая описание "Ники-Музея", стоит отметить хорошую масштабируемость системы, которая способна работать как локально на одном ПК, так и в клиент-серверном варианте, а также в интранете и Интернете.

Нужно, однако, подчеркнуть, что основные трудности сегодня связаны не с технологическими и даже не с финансовыми, а с организационно-методическими вопросами. Музеи только начинают применять компьютерные методы поддержки своей деятельности. Этот этап деловые и многие государственные структуры прошли еще 5-15 лет назад. Для музеев же по-прежнему характерны и недоверчивое отношение руководителей, и консервативные настроения сотрудников, есть проблемы в обучении и формировании ИТ-служб, определении их функций и задач и т. д. и т. п. Например, сегодня очень немного "передовых" музеев (тот же ГИМ), которые на собственном опыте пришли к пониманию известной истины: для успешного применения новых технологий ИТ-подразделение следует рассматривать не просто как некую вспомогательную службу. Оно должно интегрироваться со всеми видами деятельности музея, а его руководству придется непосредственно участвовать в выработке решений на верхнем уровне.

Другой важный момент заключается в том, что использование ИТ приводит к необходимости пересмотра многих методических основ организации музейного дела. В частности, это касается вопросов унификации и стандартизации учетно-хранительской деятельности. Профессор Н. Е. Емельянов с удовлетворением отметил, что опыт применения таких продуктов, как "Ника-Музей", позволит в ближайшее время перейти к конструктивному обсуждению этой темы в сообществе музейных специалистов, в том числе на уровне Министерства культуры России.