Владимир Дрожжинов, Юрий Жокин

Распространять знания - значит распространять благосостояние.

Альфред Нобель (1833-1896) С 8 по 10 декабрЯ 2003 г. в Стокгольме состоялась ежегодная встреча в верхах по государственным услугам, поддерживаемая компанией Cisco (Cisco Public Services Summit@NobelWeek 2003, www.ciscoeventreg.net/go/publicservices/agenda.lasso) и, как всегда, приуроченная к Нобелевской неделе. Более 20 докладов, сделанных на пленарных и секционных сессиях, нарисовали глобальную панораму развития информационных обществ и электронных правительств в различных странах.

Рис. 1. Структура программы "э-Европа"

Можно сказать, что национальные и наднациональные программы построения информационного общества и электронизации стран ("э-Страна") приобрели устойчивую форму (см., в частности, рис. 1). Аналогично выглядят структуры программы "э-Мексика" (www.e-mexico.gob.mx), разработанной и реализуемой с помощью Всемирного банка, и программы построения информационного общества в Германии (см. таблицу), о которых доложено на встрече в верхах. Каждая из них, как правило, содержит подпрограммы информатизации правительства, медицины, образования и бизнеса. Развиваемые в их рамках поддерживающие технологии (информационные, коммуникационные, законодательные и др.) могут различаться, но сейчас все страны пришли к пониманию того, что для электронного образования и медицины нужен широкополосный доступ от 10 до 100 Мбит/с, а информационная безопасность является основой доверия граждан и бизнеса к электронным системам. Мероприятия программ поддерживаются политическими мерами на самом верхнем уровне государственной власти и группой управления. Постоянно осуществляется мониторинг достижения поставленных ими целей и распространяются получаемые решения.

Для начала рассмотрим программу "э-Мексика" (2001-2010 гг.). Сейчас в этой стране живет около 100 млн. человек, на каждого из которых в 2000 г. приходилось 5780 долл. ВВП (почти в два раза больше, чем в России). Экономика Мексики занимает 13-е место в мире. Доход здесь приносят добыча нефти, туризм и более 2000 расположенных вдоль границы с США так называемых макуиладорас - небольших предприятий, которые производят и поставляют в США на льготных условиях приграничной торговли электронное оборудование, одежду, изделия из пластмассы, мебель, автозапчасти и т. д. Включившись в начале 90-х годов прошлого столетия в глобальную торговлю, элита страны осознала, что в традиционной промышленности необходимы масштабные структурные изменения и следует построить сервисно-ориентированную экономику. Только таким образом можно сохранить конкурентоспособность на мировой арене. В этом деле основная роль отводится построению в Мексике информационного общества и созданию современной ИКТ-инфраструктуры, на что и нацелена программа "э-Мексика". Она является не просто технологическим проектом, это - национальная инициатива мексиканского правительства, стимулирующая различные сектора экономики страны к работе по улучшению ИКТ-инфраструктуры и борьбе с бедностью путем модернизации и цифровизации услуг правительства и частного сектора.

Сейчас 25 млн. мексиканцев (25% населения) живет в общинах и небольших поселениях, число жителей в каждом из которых не превышает 2500 человек. На их подключение к общенациональной инфраструктуре с помощью так называемых цифровых коммунальных центров из госбюджета выделено 40 млрд. долл. в расчете на 10-летний период. Вообще, финансирование программы "э-Мексика" подразумевает несколько источников. Для высокотехнологичных компаний, участвующих в программе, предусмотрены налоговые льготы. В первой ее фазе, когда происходило становление национальной инфраструктуры, финансирование осуществлялось только за счет государства. В дальнейшем предусмотрено существенное участие бизнеса, создающего цифровые услуги и контент. Некоторые проекты программы финансируются Европейским Союзом, Межамериканским банком развития и Всемирным банком.

Интересно, что по архитектуре мексиканское э-правительство (рис. 3) похоже на российское (www.neweco.ru/main.html?r=216).

Рис. 2. К точке входа в Суперсеть подключаются муниципальные и провинциальные

 учреждения, а через коммерческих поставщиков услуг - частные дома и компании

Про электронное правительство говорилось и в докладе профессора Вейинга Занга, директора Центра э-бизнеса Пекинского университета. Оказывается, еще в октябре позапрошлого года 16-й съезд КПК постановил: "Продолжить трансформацию функций правительства, улучшать управление, продвигать концепцию э-правительства, повышать эффективность административных процессов, сокращать их стоимость для создания предсказуемой, функционально-координируемой, простой и эффективной административной системы".

Для нас интерес к Китаю связан с общими социалистическими корнями - однако мы их обрубили и стали строить капитализм, а они постепенно модернизируют социализм, скрещивая его с капитализмом без хирургических операций. По некоторым прогнозам, объем ВВП Китая к 2050 г. сравняется с ВВП США. Высокие технологии - объект пристального внимания и поддержки государства, что доказывает и недавний полет китайского космонавта. К настоящему времени ИКТ-индустрия стала крупнейшей опорной отраслью народного хозяйства Китая. Ее объем вырос с 56,6 млрд. долл. в 1999 г. до 169,2 млрд. долл. в 2002-м (мечта Минсвязи России - довести объем производства отечественной ИКТ-отрасли до 20 млрд. долл.), что вывело Китай на 3-е место в мире. В области информатики, биотехнологий и сверхпроводников Китай уже достиг уровня развитых государств. В КНР быстро увеличивается производство наукоемкой продукции, включая компьютеры, средства мобильной связи, аудио- и видеозаписи, программное обеспечение и др. По экспорту мониторов, мобильных телефонов, цветных телевизоров Китай занимает первое место в мире (www.china.org.cn/russian/97757.htm).

Программы, представленные на встрече в верхах

Страна

Название организации/Web-сайт

Деятельность

Англия

Интернет-институт, Оксфордский университет, www.oii.ox.ac.uk

Институт стремится стать ведущим мировым междисциплинарным научно-исследовательским центром, направленным на углубление понимания экономических, политических, институциональных, научных, юридических и других социальных факторов развития Интернета и его значения для общества

Франция

Агентство развития электронной администрации при премьер-министре Франции, www.adae.gouv.fr

Агентство планирует совершенствование государственного управления на основе ИКТ в целях электронного предоставления услуг гражданам и управляет этим процессом

Официальный портал государственных услуг Французской Республики, www.service-public.fr/

Этот портал на английском, немецком, французском и испанском языках содержит каталог услуг, предоставляемых государством гражданам, бизнесу и иностранцам, и адреса Web-сайтов, на которых можно получить доступ к информации госорганов. Поисковая машина помогает пользователям быстро находить нужную информацию

Германия

Федеральная целевая программа построения в Германии информационного общества и ее реализация, www.bmwa.bund.de/Navigation/

Technologie-und-Energie/informationsgesellschaft.html. Еще один сайт, посвященный проблемам информационного общества, www.bmi.bund. de

3 января 2003 г. федеральное правительство Германии утвердило программу (до 2006 г.) и целевые показатели построения в стране информационного общества. Координацию и мониторинг хода выполнения программы, а также управление этим процессом осуществляет Министерство хозяйства и труда (www.bmwa.bund.de)

Коммуникационный и информационный портал "Мультимедиа в городах и общинах: разработка и апробация модельных проектов", www.mediakomm.net/index.phtml. Другие германские сайты, посвященные информатизации муниципалитетов: www.kommune21.de , www.kommforum. de, www.difu.de

В 1999 г. города Бремен, Эсслинген и Нюрнберг выиграли конкурс проектов создания э-правительств муниципального уровня. С тех пор под эгидой Министерства хозяйства и труда они разрабатывают и тестируют типовые решения для города с электронной мэрией и виртуальным городским рынком

Электронное федеральное правительство Германии (BundOnline 2005), www.bund.de/BundOnline-2005-.6164.htm. Интегрированное электронное правительство Германии (Deutschland-Online), включающее федеральный, региональный и местный уровни, www.bund.de/type=navi?node=7651. Административная реформа федерального правительства Германии, www.staat-modern.de/. База знаний разработчиков федерального правительства, www.wms.bundonline.bund.de/Unprotected/vorschaltseite_node.html

Министерство внутренних дел Германии (http://www.bmi.bund.de) координирует и отслеживает построение федерального и интегрированного электронных правительств Германии. Министерство хозяйства и труда Германии координирует и отслеживает программу построения в Германии информационного общества

Интернет и э-правительство являются вызовом всем государствам, поскольку это не технологическая, а в первую очередь институциональная проблема. Она особенно трудна для китайского правительства, которое сейчас находится в состоянии реформы, в частности по следующим направлениям:

· от неограниченного в своих полномочиях правительства к ограниченному;

· от автономного правительства к правительству, связанному с другими институтами общества;

· от монополизма к конкуренции (глобализация, ВТО, Интернет);

· от социального планирования и контроля к предоставлению услуг;

· от централизации к децентрализации;

· от установления правил к их исполнению;

· от избыточной структуры к сокращению штатов и одновременному повышению эффективности.

Статистика свидетельствует о быстром развитии в Китае Интернета и э-правительства. Движущими силами здесь являются:

· регионы, переживающие экономический рост с обострением конкуренции между ними;

· граждане и бизнес, которые становятся все более требовательными, - если раньше люди жили за счет правительства, то теперь правительство живет за счет налогоплательщиков;

· центральное руководство, одновременно осуществляющее реструктуризацию правительства и контролирующее общество;

· местные лидеры, участвующие в экономической конкуренции и реализующие собственные имиджевые проекты;

· министерства и ведомства, которые ищут пожизненную ренту (тратить деньги всегда легче, чем зарабатывать);

· ИТ-отрасль, заинтересованная в самом крупном в стране покупателе - государстве.

Рис. 3 Архитектура Мексиканского э-правительства.

Здесь ЗАР - электронный административный регламент,

ОГИР - объединенные государственные информационные ресурсы.

Если вспомнить четыре стадии развития э-правительства (информационная, интерактивная, транзакционная и трансформационная), то большая часть китайских префектур и муниципалитетов находится на первой, редкие - на второй и лишь три - на третьей.

э-Образование является гвоздем большинства национальных программ построения информационного общества и электронизации стран. Уникальная распределенная система дистанционного обучения реализована в малонаселенной канадской провинции Альберта. О ней рассказал доктор Лиле Оберг, член провинциального парламента и министр образования правительства этой провинции. Похоже, найдено высокотехнологичное решение проблемы малоформатных школ (до десяти учеников разного возраста и один-два преподавателя по всем предметам), рассредоточенных на большой территории. Такая проблема существует и в России. А в Канаде она решена с помощью оптоволоконной высокоскоростной Суперсети (рис. 2) с потребительскими оконечными сегментами на 10 и 100 Мбит/с (www.albertasupernet.ca/ ; www.supernetportal.com/), к которой все школы, библиотеки, больницы и учреждения подключены на средства бюджета провинции (включая трафик), а дома и коммерческие компании - за их собственный счет. В каждой школе организуется студия для видеоконференций. Весь штат учителей провинции распределяется по районам, и для каждого района создается единое расписание занятий. Учителя, рассредоточенные по району, теперь ведут занятия в виртуальном районном учебном классе в соответствии с единым расписанием и строго по своей специальности, что повышает качество обучения и получаемых учащимися знаний. Одновременно ведется огромная работа по созданию различных мультимедийных курсов, доступных учащимся и их родителям как в школе, так и дома.

Большой интерес вызвало выступление на саммите Альберта Гора, в свое время выдвинувшего инициативу построения национальной сети для исследований и образования (NREN, National Research and Education Network) и являющегося автором ряда важных законопроектов, способствовавших информатизации США (см. www.pcweek.ru/year1998/N44/CP1251/Reviews/chapt3.htm). Еще в 1993 г. вместе с президентом Биллом Клинтоном он сформулировал известную программу "Технология экономического роста Америки. Новое направление, которое предстоит создать", во многом способствовавшую построению высокоскоростных сетей национального масштаба.

И сегодня, когда суперсети (широкополосные, grid-архитектуры и др.) появляются не то что в отдельной стране, но и в целых регионах, а необходимость государственной инновационной поддержки стала общим местом, следует отдать должное проницательности Альберта Гора.

Версия для печати