Если вы хотите, Чтобы поисковые машины находили ваш сайт легко и быстро и притом давали ему первые места в результатах поиска, возьмитесь за его веб-оптимизацию (Search Engine Optimization, SEO). Это прием, который сделает ваши веб-страницы лучшими друзьями поисковых машин.
Автор этой статьи попытается описать процесс оптимизации веб-сайтов для поисковых машин, а также обрисовать некоторые другие важные составляющие успешного Интернет-маркетинга. Стоит оговориться, что SEO - динамически развивающийся подход. Удачные приемы веб-оптимизации, которые работали вчера, не обязательно работают сегодня, поскольку Всемирная паутина все время совершенствуется и специалисты поисковых машин применяют все новые и новые методы оценки сайтов. Последние поколения поисковых машин чрезвычайно разумно организованы, и поэтому крайне осторожно следует прибегать к запрещенным приемам повышения рейтинга, а может, и вообще от них отказаться в пользу качественного наполнения и удобной организации.
Создаем веб-страницу, обогащенную ключевыми словами
Хотя Интернет и богат графикой и анимацией, все же это текстовая среда. Ваши посетители ищут именно информацию, и если не находят ее у вас на веб-сайте, то обращаются к конкуренту, а он на расстоянии всего одного щелчка мыши. Тот же самый подход к оценке содержания страниц реализован и в алгоритмах поисковых машин. Специалисты поисковых компаний стараются преподнести своим посетителям как можно более важную и качественную информацию и оградить людей от спама.
Современные компании вкладывают огромные деньги в создание корпоративных сайтов и, соответственно вложенным деньгам, ожидают получить хорошие результаты. За круглую сумму фирма, занимающаяся веб-дизайном, создаст вам чудесный сайт, состоящий из флэш-анимации, JavaScript, Java-аплетов и других подобных технологий, уделив минимальное внимание содержанию. И, к величайшему расстройству заказчиков, такой сайт будет очень низко оценен поисковой машиной. Если на вашей странице только флэш-ролик или графические изображения, поисковым машинам нечего будет индексировать, поскольку они, в отличие от обычного посетителя, пока не могут анализировать такого рода объекты и проходить по ссылкам внутри их.
Как подобрать ключевые слова, по которым меня найдут?
Итак, первым делом нужно определить наиболее подходящие для вашей веб-страницы ключевые фразы. Например, какими словами вы сами описали бы свою компанию, продукцию и услуги? А еще важнее выяснить, как бы вашу компанию, продукцию и услуги описал посетитель. Для этого вам нужно представить себя на его месте.
Если у вас уже есть функционирующий сайт, то поиск необходимых ключевых слов лучше всего начать с просмотра журнальных файлов. Они помогут узнать поисковые термины, которые уже используют посетители вашей страницы в Интернете. Вооружившись этой информацией, можно приступить к оценке популярности этих терминов. Изучение ключевых слов - очень серьезная задача. Выберете неподходящие слова - пострадает трафик. Даже если по какому-то не слишком понятному термину ваш сайт может занять первое место в результатах поиска, маловероятно, что кто-то додумается его использовать, а следовательно, вашу страницу не будут находить через поисковые машины. Тем не менее если вы нацелены на определенную аудиторию, такие слова можно использовать.
В сети существует достаточное количество удобных инструментов, помогающих составить список необходимых ключевых слов. Overture (бывшая Goto.com) на своем веб-сайте предлагает Search Term Suggestion Tool (инструмент по рекомендации поисковых терминов), который не только подскажет, сколько раз в минувшем месяце запрашивалась отдельная ключевая фраза, но и предоставит список альтернативных терминов на ваше рассмотрение.
Пишем метатеги
Самый важный метатег в шапке веб-страницы - это тег заглавия. Многие веб-мастера не уделяют ему надлежащего внимания. Например, страница часто имеет заголовок "Home", "Welcome" или, что еще хуже, "index" (т. е. заголовок вообще отсутствует!). Однако поисковые машины придают огромное значение словам из тега заглавия, поэтому обязательно внесите туда ключевые фразы.
Следующий важный метатег - это тег описания . Он служит для описания содержимого вашей веб-страницы. Поисковые машины относятся серьезно и к этим метатегам - используют их для того, чтобы подытоживать информацию о веб-странице. А некоторые выводят содержание этого тега в результатах поиска (например, Яndex). Считаю нужным еще раз напомнить: обязательно включите сюда ключевые фразы!
Третий и наименее важный метатег заглавной части - это тег ключевых слов . Вследствие злоупотребления недобросовестными веб-мастерами тег ключевых слов большинством поисковых машин игнорируется, но это вовсе не значит, что его не следует использовать. Как и в случае с тегами заглавия и описания, выбирайте ключевые фразы внимательно. Не используйте в качестве ключевых слова, которых нет в теле веб-страницы, или такие, которые не имеют ничего общего с ее темой.
Частота ключевых слов
Что же такое "частота ключевых слов"? Дело в том, что поисковые машины не могут воспринимать слова и информацию так, как люди, и поэтому специалисты поисковых компаний изо всех сил стараются обеспечить посетителей самой важной информацией, сделать так, чтобы "паук" читал текст, как человек. Поисковые "пауки" сканируют текст вашего сайта и определяют, насколько часто встречаются определенные ключевые фразы. Отношение количества ключевых слов к общему количеству слов и есть "частота ключевых слов". Оптимальная же частота не должна выходить за пределы 3-5% (поскольку в нормальной речи частота слова, которое выражает тему повествования, как раз и составляет эту величину).
Проверить частоту ключевых слов вашей страницы можно очень просто: возьмите в руки бумагу и карандаш и начинайте считать. Если же ваш сайт состоит из нескольких десятков страниц или у вас в ведении несколько сайтов, можете использовать одну из многочисленных оптимизационных программ.
Популярность ссылок
Все известные поисковые машины используют популярность ссылок для оценки значимости вашего сайта в результатах поиска. Преуспевающие веб-мастера хорошо знают, что ссылки уводят посетителей прочь с их веб-сайтов, и все же помещают их у себя на страницах, потому что такие ссылки, дополняющие вашу веб-страницу, помогают завоевать доверие и служат основой для того, чтобы ваш сайт был оценен как авторитетный источник информации.
Немало было написано и о том, как важно получать ссылки с таких директорий, как Open Directory Project, поскольку их в основном просматривают люди, а не поисковые роботы. Open Directory Project, известная также как DMOZ, - это большая директория веб-страниц, которая обслуживается редакторами-волонтерами. Перед тем как попасть в определенную категорию, каждый сайт проходит просмотр у одного из таких добровольцев.
Эта директория сама по себе не пользуется большой популярностью у обычных пользователей Интернета, которые ищут в сети нужную информацию. Однако любая поисковая машина (какой бы маленькой она ни была) может пользоваться информацией DMOZ. Одним из таких веб-сайтов является Google. Фактически директория Google - это не что иное, как копия директории DMOZ.
Место в каталогах Yahoo! и Looksmart считается "платным включением" и обойдется довольно дорого - 299 долл. каждое.
Регистрация на поисковых машинах
Как только ваша веб-страница будет полностью оптимизирована, настанет самое время представить ее на рассмотрение поисковых машин. Однако, хотя в Интернете существуют сотни таких машин, лишь некоторые из них по-настоящему важны. Результаты последних статистических исследований, проведенных OneStat.com, показывают, что главными поисковыми машинами являются:
· Google (56,1%);
· Yahoo (21,5%);
· MSN Search (9,4%);
· AOL Search (3,7%);
· Terra Lycos (2,3%);
· Altavista (1,9%);
· AskJeeves (1,6%) (информация по состоянию на 26 ноября 2003 г.).
Некоторые поисковые машины рассматривают автоматическую регистрацию как спам и не будут вносить ваш сайт в списки. Стоит все же отметить, что регистрация даже одного сайта займет у вас много времени, а если их у вас несколько, то можно использовать специальные программы, например Submit Wolf (www.trellian.com), Search Engine Commando (www.SearchEngineCommando.com) или NetPromoter (www.net-promoter.com/ru), которые помогут ускорить процесс регистрации.
Отслеживание и анализ трафика
Итак, вы выждали некоторое время (обычно около шести недель). Теперь пора провести анализ трафика, чтобы убедиться, что кампания по веб-оптимизации прошла успешно. Подобный отчет обеспечит изобилие полезной информации: место, занимаемое вашей страницей в результатах поиска по отобранным ключевым терминам и фразам; сайты, находящиеся выше и ниже вашего; где вы сдали позиции и проч.
Помимо отслеживания рейтинга веб-сайта на поисковых машинах обязательно регулярно проверяйте свои серверные журнальные файлы. Увеличивается ли ваш трафик? Находят ли ваш сайт по тем ключевым словам, которые вы отобрали? Какие поисковые машины направляют посетителей на ваш сайт? В этом деле практически невозможно обойтись без программ-помощников, которые умеют отслеживать трафик, а значит, сэкономят для вас много драгоценного времени. Среди них наиболее популярны Web Position Gold (www.webposition.com) и единственный на данный момент адаптированный для Рунета пакет NetPromoter.
Задача веб-оптимизации не так уж и сложна, если принять во внимание, что существует множество автоматических помощников - как сетевых ресурсов, так и специальных программ. Главное в этом деле - играть честно. В Рунете отрасль веб-оптимизации только начинает развиваться, поэтому у вас есть все шансы стать лидером и привлечь к своей веб-странице большинство тех потенциальных клиентов, которые уже ищут в сети ваши продукты и услуги. И не забывайте, что конкурент не спит: не исключено, что он уже вовсю работает над оптимизацией своего сайта.
С автором можно связаться по адресу: ykobersky@ukr.net.