ИТ

Не завтра, но, возможно, скоро

Заседание круглого стола, состоявшееся в медиацентре газеты "Известия" 11 февраля, было посвящено теме "Административная реформа: основные трудности и перспективы развития. Роль информационных (наукоемких) технологий в системе государственного управления". В нем приняли участие декан факультета государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Андрей Клименко; член экспертного совета по ИТ Госдумы РФ, президент корпорации "Парус" Александр Карпачев; начальник Департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития РФ Церен Церенов; начальник управления по координации федерально-целевой программы "Электронная Россия" Министерства связи РФ Олег Бяхов и др.

Слева направо: А. Карпачев, О. Бяхов, А. Клименко

За круглым столом обсуждались: механизм реализации административной реформы, использование ИТ в деятельности федеральных органов государственной власти, создание "электронного правительства" (ЭП) в России.

Административная реформа в нашей стране нужна населению, бизнесу и самой власти. Президенту страны она поможет обеспечить эффективный контроль за вертикалью власти и заставить чиновников работать на результат, как в бизнесе. Об этом президент четко заявил в Послании Федеральному собранию и в своем Указе N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 гг.".

В отношении бизнеса реформа преследует три цели:  сделать государство более предсказуемым, то есть способным заранее предупреждать инвесторов об изменении правил игры в налоговой политике;  снизить чрезмерную нагрузку на бизнес - упростить контрольно-надзорные механизмы, ликвидировать избыточные функции министерств и ведомств по лицензированию;  создать свободную конкуренцию на рынке, в частности, в области госзакупок с помощью обеспечения их информационной прозрачности .

Населению административная реформа даст такие выгоды, как обеспечение собственной безопасности и повышение качества получаемых от государства социальных услуг, например, ускорится оформление различных справок. В настоящее время, как сообщил начальник департамента Минсвязи РФ Олег Бяхов, граждане тратят до 4 млрд. человеко-часов в год на "общение с государством". При этом потери составляют 1 млрд. долл.

И наконец, президенту страны реформа поможет обеспечить эффективный контроль за вертикалью власти и заставить чиновников работать на результат, как это делается в бизнесе.

По мнению г-на Клименко, для этого необходимо решить следующие задачи: создать механизм бюджетирования органов власти всех уровней по результатам (данная технология успешно применяется в других странах), рассчитать стоимость функций органов исполнительной власти, разработать административные электронные регламенты, позволяющие установить меры ответственности чиновников.

Использование ИТ в органах государственной власти позволит достичь наибольшего результата при минимальных издержках на госуправление. Об этом говорил и член экспертного совета по ИТ Госдумы РФ, президент корпорации "Парус" Александр Карпачев. Снижение издержек выгодно само по себе, а управляемость позволяет контролировать ситуацию. Бюджетная реформа, которая является частью реформы административной, может дать до 30% экономии государственных средств. Достичь этого можно за счет перехода от сметной системы составления бюджета к бюджетированию по результату. К сожалению, в госсекторе процесс внедрения ИТ идет не столь активно, как в бизнесе. Ведомства, имеющие хорошие автоматизированные системы управления, можно перечислить по пальцам - это, например, Центробанк и Государственный таможенный комитет. К словам "прозрачность" и "открытость" чиновники относятся настороженно. На сайтах федеральных министерств и ведомств нет оперативной и четкой информации о проводимых конкурсах товаров и услуг для государственных нужд. Бюджеты различных министерств и ведомств растут, но используются неэффективно, поскольку у чиновников нет стимула работать на результат.

По мнению Александра Карпачева, ИТ найдут свое место в секторе государственного управления, если получат законодательное подкрепление.

Участники круглого стола уделили особое внимание теме создания ЭП, которое сделает госуправление прозрачным и эффективным, избавит ведомства от дублирования функций. По подсчетам Министерства экономического развития, только объединение баз данных Министерства по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета позволит государству сэкономить до 25 млрд. рублей в год (Ц. Церенов). Сегодня одним из популярных направлений в регионах становится автоматизация госзакупок. Внедрение ИТ в процесс госзакупок даст экономию до 15% бюджетных средств.

Церен Церенов привел в пример опыт построения ЭП в США. Здесь эта идея реализуется с помощью федеральной корпоративной архитектуры. Работы по созданию ЭП в последние десять лет находятся под постоянным контролем президента США. Правительственные ведомства уже создали свои Web-сайты. К концу 2000 г. им было предписано обеспечить средствами электронного документооборота 500 главных государственных услуг. Основные цели президентской инициативы по созданию ЭП в США - упрощение доступа граждан к правительственным услугам, повышение результативности и эффективности работы правительства, ориентация на граждан (т. е. не на бюрократию), на результат, рыночный подход. Иными словами, в США в основе концепции ЭП лежат в первую очередь показатели эффективности выполнения функций (см. PC Week/RE, N2/2004, с. 25).

Будем надеяться, что эти же критерии станут главными и для наших чиновников, а что именно этому будет способствовать - внедрение ИТ, антикоррупционные мероприятия или "совокупность воздействий" - рядовому гражданину не так уж важно. Для отрасли же ИТ существенное значение имеет как раз тот факт, что автоматизация из самоцели превратилась в реальный инструмент, без которого (как и без связи, СМИ, машиностроения и пр.) сегодня не может обойтись ни власть, ни бизнес, ни повседневная жизнь большинства граждан.

Версия для печати