ЭКОНОМИКА
Кэрон Карлсон
Технологическая отрасль в 2003 г. начала оправляться от кризиса, и прогнозы ее развития сейчас выглядят вполне оптимистично. Вот только ее телекоммуникационный подсектор все еще борется за выживание, и это грозит потянуть назад не только ИТ, но и экономику в целом. А ведь электросвязь является главным потребителем информационных технологий и крупнейшим поставщиком для всех других отраслей, поэтому законодатели просто не могут обойти ее своим вниманием.
Министерство торговли США охарактеризовало рост производительности ИТ-отраслей, на долю которых приходится около 8% валового национального продукта, как "на удивление высокий", а прирост продукции - как набирающий "впечатляющие обороты". Что же касается спроса на телекоммуникационное оборудование, то его признают по-прежнему слабым.
Прекращению кризиса в этом секторе препятствует целый ряд факторов, включая остаточный эффект проблемы 2000 г. и нисходящую стадию цикла "бум - спад", однако роль козла отпущения здесь чаще всего достается федеральной политике. Особенно сейчас, в год выборов, когда буквально все творцы федеральной политики полны решимости ускорить развитие экономики. Сознавая это, все игроки на поле телекоммуникационной индустрии все громче говорят о своей готовности вложить дополнительные деньги - особенно в широкополосное оборудование - сразу же, как только власти ослабят обязательства, наложенные законом на их операции.
В 2003 г. Федеральная комиссия по связи США (ФКС) существенно изменила правила, которыми руководствовалась телекоммуникационная отрасль на протяжении почти 70 лет. В рамках очередного пересмотра законодательства, проводимого каждые три года, она решила сохранить требование к традиционным поставщикам услуг дальней связи (а именно - к региональным компаниям группы Bell), в соответствии с которым те обязаны сдавать в аренду конкурирующим провайдерам элементы своей сетевой инфраструктуры безо всякой дискриминации и по регулируемым тарифам. Но в качестве уступки тем же традиционным компаниям ФКС исключила из этого условия широкополосные сети, которые будут развертываться в последующем.
Однако в наступившем году комиссии придется снова вернуться к этому решению, поскольку оно уже не только опротестовано в суде, но и подверглось критике в самой организации. Одновременно ФКС будет вынуждена заняться и сопутствующими вопросами: конкурирующей телекоммуникационной инфраструктурой для передачи голоса по IP-сетям, порядком взаиморасчетов операторов связи за вызовы (так называемыми тарифами доступа) и формулой ценообразования на арендуемые сетевые элементы.
Ставки здесь очень высоки, особенно с учетом того, что все заинтересованные стороны указывают на телекоммуникации как на катализатор роста целой отрасли информационных технологий и считают их двигателем экономики в целом.
"Существует большая опасность того, что после устранения альтернативных операторов связи широкополосная революция приведет лишь к спаду, и случиться это может уже в нынешнем году, - считает Джейсон Оксмен, помощник генерального совета фирмы Covad Communications Group из калифорнийского города Сан-Хосе. - ФКС слишком уж сильно снизила планку разделения широкополосных сервисов. Она предоставила компаниям группы Bell полную свободу сохранять свои ресурсы для внутреннего пользования, а те в ответ лишь заявили, что не собираются вкладывать средства в широкополосные системы".
Крупные телефонные компании стремятся не только всеми силами закрепить решение комиссии в отношении широкополосных сервисов, но и добиться таких же уступок в более традиционных сетевых областях. При этом они уже заручились поддержкой Национальной ассоциации производителей (НАП) - ведущей американской организации, объединяющей компании, занятые разработкой высоких технологий.
Буквально накануне Рождества НАП, штаб-квартира которой находится в Вашингтоне, призвала администрацию Буша проводить агрессивную политику дерегуляции телекоммуникационной отрасли. Это, по мнению инициаторов, должно привести к увеличению инвестиций и созданию новых рабочих мест. Членами НАП, предпочитавшей раньше не вдаваться в детали правил подобных игр, состоит около 14 тыс. различных компаний, включая крупнейших производителей связного оборудования. Bell активно обхаживала эту ассоциацию, чтобы та стала лоббировать интересы традиционных операторов связи.
Перевод голосовой телефонии в IP-каналы настоятельно требует того, чтобы старые добрые сервисы были дополнены новыми технологиями. В результате перед законодателями возникает нелегкая дилемма: как уберечься от бремени, грозящего задушить нарождающиеся сервисы, и при этом не разрушить целостной системы правил, призванных стимулировать конкуренцию в отрасли телефонной связи, известной ранее своим монополизмом.
При обсуждении проблем IP-телефонии в ФКС самые большие споры, по всей видимости, развернутся вокруг обязательств операторов связи друг перед другом. Несомненно будут затронуты, в частности, проблемы всеобщей поддержки службы 911 и реализации программы телефонных субсидий, широко известной как "универсальный сервис".