СЕМИНАРЫ
По следам семинара в ГВЦ Энергетики
Корпорация Oracle (www.oracle.com/ru) присутствует на российском ИТ-рынке в двух ипостасях, поставляя и базовые технологии, и бизнес-приложения. В первом качестве она - несомненный лидер: достаточно сказать, что ей принадлежит 69% отечественного рынка СУБД (это существенно выше, чем в среднем по всему миру). Во втором - корпорация испытывает жесткую конкуренцию со стороны SAP, Microsoft Business Solutions, "1С", "Галактики", "Паруса" и других вендоров. Одна из отраслей, где позиции Oracle весьма прочны, - электроэнергетика. Не удивительно, что именно на этом примере московское представительство компании решило продемонстрировать достоинства своих продуктов и услуг. Несмотря на то что семинар, проведенный ею совместно с Главным вычислительным центром (ГВЦ) Энергетики (www.gvc.elektra.ru), носил немного двусмысленное название "Опыт внедрения Oracle в РАО ЕЭС России", на нем можно было услышать немало интересного.
Сергей Ляшенко: "С каждым годом
доля заказов РАО ЕЭС в структуре
наших доходов снижается"
Хотя формально ГВЦ Энергетики как 100%-ная дочка РАО ЕЭС был создан в 1998 г., его история берет начало в 1968-м, с момента образования отраслевого вычислительного центра энергетического строительства. До 2001 г. у компании был только один заказчик - РАО ЕЭС, но в связи с предстоящим реформированием отрасли, которое предполагает ликвидацию головной организации к 2006 г., круг клиентов стал расширяться, и сегодня среди них есть предприятия и других отраслей.
По сути, ГВЦ Энергетики - это системный интегратор широкого профиля, способный строить сложные программно-аппаратные и сетевые инфраструктуры, а также разрабатывать и внедрять системы корпоративного управления. Среди его заказчиков - Федеральная сетевая компания ЕЭС, Федеральная энергетическая комиссия РФ, "Российские коммунальные системы", Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики, региональные энергопредприятия и электростанции. По словам генерального директора ГВЦ Энергетики Сергея Ляшенко, сегодня 57% своих доходов (которые в прошлом году составили 233 млн. руб.) они получают от аутсорсинга, 35% - за разработки и 8% - за услуги. Большая их часть (70%) поступает из головной компании РАО ЕЭС, но уже в нынешнем году эту цифру предполагается довести до 59%.
Борис Куранин: "Появление grid-архитектуры Oracle было
встречено специалистами ГВЦ Энергетики с большим энтузиазмом"
Сергей Ляшенко предложил обсудить следующие вопросы: - проблема выбора ПО (в том числе производства Oracle); - полнота удовлетворения потребностей заказчика с помощью программных продуктов Oracle; - стоимость ПО и возможности совершенствования ценообразования; - организация внедрения корпоративных информационных систем; - способы эксплуатации ИС и их влияние на совокупную стоимость владения (перспективы аутсорсинга).
К сожалению, все свелось к первому пункту - рассказу о таких достоинствах продуктов Oracle, как надежность, масштабируемость, функциональная полнота и простота интеграции с иными системами. Вероятно, пришедших на семинар заказчиков, далеких от проблем разработчиков и внедренцев, эти вопросы не очень заинтересовали: тон здесь задавали сотрудники ГВЦ Энергетики - предприятия, которое, как рассказал его главный инженер Борис Куранин, остановило свой выбор на технологической платформе Oracle еще десять лет назад. А ведь тогда многих технологий из тех, что сегодня объявляются ключевыми, в арсенале Oracle просто не было (яркий пример - сервер приложений Oracle Application Server). Фактически сообщения специалистов ГВЦ Энергетики лишний раз иллюстрировали правильность сделанного в свое время выбора.
Это предприятие обладает большим опытом работы с решениями Oracle и нередко одним из первых внедряет уникальные технологии корпорации. Так, в трех центрах обработки данных РАО ЕЭС, расположенных в разных районах Москвы и объединенных волоконно-оптичесим кольцом, уже давно эксплуатируются кластеры Oracle Real Application Cluster. Теперь, по словам г-на Куранина, в них планируется опробовать возможности только что выпущенной на рынок grid-архитектуры Oracle, поскольку оптимальное использование ресурсов центров обработки данных представляет для ГВЦ Энергетики очень актуальную проблему.
Чрезвычайно любопытным оказалось выступление директора по техническому консалтингу "Oracle СНГ" Глеба Ладыженского, сфокусировавшего внимание аудитории на той исключительной роли, которую, по мнению руководства корпорации, должен в ближайшие годы сыграть продукт Oracle Application Server. Вопреки своему названию это не просто сервер приложений, а полноценная интегрированная инфраструктура ПО промежуточного слоя. В ее состав кроме сервера приложений входят Web-сервер, корпоративный портал, динамический Web-кэш, служба каталогов, механизм мониторинга активности посетителей сайтов (clickstream), а также серверы обеспечения безопасности, интеграции приложений, поддержки беспроводных клиентов и много чего еще.
Перед заказчиком стоит вечный вопрос: покупать ли инструменты, лучшие в своих областях, рискуя столкнуться с трудностями при обеспечении их взаимодействия, или положиться на интегрированную платформу от одного поставщика, в которой эти проблемы заведомо решены. В Oracle полагают, что в конечном счете выгоднее идти по второму пути, поскольку затраты на интеграцию разнородных продуктов нередко достигают трети стоимости всего проекта. Однако даже если согласиться с этим тезисом, Oracle все равно не избежать конкуренции с лидерами рынка серверов приложений - компаниями BEA Systems и IBM. Семейство продуктов IBM WebSphere, к примеру, с тем же правом может претендовать на статус интегрированной платформы ПО промежуточного слоя.
Согласно выкладкам Oracle, ее решение при прочих равных условиях существенно дешевле, чем у главных конкурентов. Так ли это? Вполне возможно, но результаты подобных расчетов во многом зависят от методики оценки, и поэтому их лучше бы получать от независимых экспертов. Более любопытен другой аргумент, озвученный Глебом Ладыженским: покупая бизнес-приложения Oracle E-Business Suite, заказчик автоматически получает в свое распоряжение СУБД и сервер приложений Oracle (другие варианты не предусмотрены). Зачем же ему после этого приобретать, скажем, сторонние средства интеграции приложений или службу каталогов? Ведь во многих случаях вполне можно обойтись тем, за что уже один раз заплачено.
Создается впечатление, что вопреки многолетнему концептуальному противостоянию с Microsoft компания Oracle хотела бы повторить ее успех, причем похожими методами. Монопольное положение на рынке ОС помогает той удерживать в своих руках рынок офисных приложений, а превращение MS Office в стандарт де-факто только укрепляет позиции Windows. В этой схеме нужно лишь заменить Windows на программную платформу, включающую ПО промежуточного слоя и СУБД, а Office - на Oracle E-Business Suite. Сколь бы привлекательной на первый взгляд ни казалась подобная стратегия Oracle, для рынка в целом она вряд ли будет полезна. За безальтернативностью неминуемо следует спад конкуренции, снижение качества и в конечном итоге закабаление заказчика.