РЕТРАНСЛЯТОРЫ
Летом 2003 г. было объявлено о банкротстве дирижаблестроительной компании Cargolifter, базировавшейся на бывшем военном аэродроме Советской армии "Брант" под Берлином.
Основной задачей Cargolifter было проектирование и строительство грузовых дирижаблей модели CL 160 длиной 210 м и грузоподъемностью 160 т. Для этого был возведен самый большой в мире крытый эллинг длиной 360 м, шириной 210 м и высотой 107 м. Производственные мощности эллинга были рассчитаны на ежегодный выпуск четырех CL 160.
Созданные мощности заинтересовали английскую компанию Advanced Technology Group (ATG), входящую в тройку мировых лидеров дирижаблестроения наряду с Zeppelin Luftschifftechnik (Германия) и российским НПО "РосАэроСистемы" (группа компаний "Воздухоплавательный центр "Авгуръ").
Грузовой дирижабль Cargolifter
Мощности Cargolifter AG нужны англичанам для осуществления нового амбициозного проекта под названием StratSat ("Стратосферный спутник"). Это будет дирижабль длиной около 220 м и высотой почти 50 м. Однако если Cargolifter проектировался как грузовой дирижабль с высотой полета до 5 км, то StratSat будет "плавать" без спуска на землю уже в стратосфере в течение нескольких лет. Это определяет высокие прочностные характеристики и соответственно большую массу самой конструкции, масса же полезной нагрузки в виде телекоммуникационного оборудования будет всего около 1 т.
StratSat должен частично заменить телекоммуникационные спутники, запускаемые на геостационарные орбиты, мощность ретрансляторов (транспондеров) которых расходуется весьма нерационально - сигнал поступает и на территории, где практически нет потребителей. Дирижабль предназначен для обслуживания сетей мобильной телефонной связи, ретрансляции программ телевидения и цифрового радиовещания, доступа в Интернет и использования в службах наблюдения. "Флотилия" таких дирижаблей заменит релейные мачты сетей мобильной телефонной связи. Их считают опасными для здоровья из-за создаваемого высокочастотного излучения, к тому же стратосферная платформа значительно удешевит эксплуатацию всей сети.
За основу коммуникационной части проекта взята технология волоконно-оптических систем fly-by-wire. После проведения экспериментальных запусков модели дирижабля ATG приступила к разработке телекоммуникационной платформы StratSat.
По словам главного технического директора ATG, дирижабль займет стационарную позицию у границы стратосферы на высоте 20 км и сможет оставаться там на протяжении пяти лет. Управлять платформой StratSat будут с земли по радиоканалу. Аппарат будет удерживаться в нужном положении двигателем мощностью 450 л. с. Работоспособность платформы обеспечат размещенные в верхней части оболочки аппарата солнечные батареи.
Фирма ATG считает, что система дирижаблей заменит не только нынешние 4 тыс. мачт ретрансляторов, но и еще 10 тыс. мачт, необходимых в будущем для работы мобильных телефонов третьего поколения. Расчеты показывают, что для глобального решения проблемы "последней мили" в ближайшие пять лет по всему миру достаточно установить от 150 до 225 систем StratSat. Из них только 19 предназначены для обслуживания нужд Великобритании. ATG уверена, что запуск системы StratSat позволит расширить продажи услуг мультимегабитной передачи данных, поскольку месячная плата пользователя такой системы составит не более $5. Заказчиком выступает British Telecom.
Альтернативный проект, но уже связанный с системой привязных гелиевых аэростатов с антеннами и волоконно-оптическим кабелем, начала претворять в жизнь компания SkyLinc. Дело в том, что большая часть территории Великобритании, например север Шотландии, покрыта небольшими болотами и речушками. Поэтому до недавнего времени Интернет доставлялся в эти районы по кабельным и спутниковым каналам, что существенно увеличивало его стоимость и уменьшало доступность.
Система SkyLinc состоит из 18 аэростатов, которые поднимут базовые станции на высоту 1,5 км. Новая технология включает революционную концепцию "супер-сот" для широкополосной передачи данных (более 1 Мбит/с) без раздела сервисного пакета за счет высокоскоростного обмена информации в симметричном режиме при доступной стоимости (10% от стоимости оптоволокна).
После успешных испытаний в Йоркшире системы SkyLinc агентство по гражданской авиации Великобритании выдало разрешения на установку двух аэростатов и соответственно двух воздушных базовых станций в этом графстве. Более того, компания получила государственное финансирование. Как считают эксперты, все это позволит использовать коммерчески доступный сервис для предприятий уже в 2004 г. Оптовая цена трафика для Интернет-провайдеров должна составить около 300 фунтов в месяц, что обуславливает очень низкую стоимость доступа в Интернет для конечных потребителей.
Идеи применения аэростатных технологий в телекоммуникациях вынашиваются не только в недрах компании ATG. По информации PR-директора "Воздухоплавательного центра "Авгуръ" Сергея Бендина, ВВС США в начале 1970-х годов выдали NASA заказ на создание привязного аэростата нового поколения без троса. Для возвращения аппарата в исходную точку использовалась высокотехнологичная навигационная система, управляющая двигательным комплексом.
Проект HASPA (High-Altitude Superpressure Powered Aerostat) постоянно совершенствовался, и с 1998 г. генеральным подрядчиком стала корпорация Lockheed Martin. Аэростат HASPA, по условиям проекта, будет зависать на высоте 20-25 км, где скорость ветра намного меньше, чем в более низких или более высоких слоях атмосферы. Видимо, поэтому аэростат предусматривает использование огромной оболочки - от 100 000 до 500 000 куб. м, способной поддерживать очень большой груз. Это - радиолокационные станции, ретрансляторы, двигатели, солнечные батареи. Однако до завершения работы пока далеко.
Стратосферная сеть беспроводного доступа создается и в Стране восходящего солнца. Заказчиками выступают Организация по развитию телекоммуникаций Японии, Национальная аэрокосмическая лаборатория и Исследовательская лаборатория по проблемам телекоммуникаций. Подрядчиком является компания Wireless Innovation Systems Group. Совместно с Исследовательским центром в Митаки они с 1998 г. разрабатывают комплекс "Стратосферная сеть беспроводного доступа" (Stratospheric Wireless Access Network), представляющий собой взаимодействующие дирижабли, установленные на расстоянии 40-50 км друг от друга. Аэростат, парящий на высоте 20 км, предполагается использовать в качестве телекоммуникационной инфраструктуры, которая сможет обеспечить доступ к передающим системам и специализированной сети. В состав комплекса входит передатчик миллиметрового диапазона, система оптического межплатформенного взаимодействия, сетевое оборудование.
Дирижабли этого комплекса имеют полужесткие сигарообразные 200-метровые оболочки, заполненные гелием. Фотоэлектрическая подсистема, состоящая из солнечных элементов, и регенеративные топливные элементы должны обеспечивать круглосуточное снабжение дирижаблей электричеством.
Срок перманентной небесной вахты каждого дирижабельного комплекса - от трех до пяти лет. Планируемый ввод в коммерческую эксплуатацию - 2007 г.