КОНФЕРЕНЦИИ

Никто сегодня не спрашивает, нужно ли внедрять ERP-систему, всех интересует, насколько она будет эффективна. Этими словами начал свое выступление генеральный директор компании Tops BI (www.topsbi.ru) Феликс Гликман, открывая II конференцию "ERP-форум 2004", проведенную в конце февраля в Москве совместно Tops BI и газетой "Ведомости". Объективным свидетельством тому стал, по его мнению, бурный рост российского рынка ERP в прошедшем году (на 80%). Можно ли и нужно ли оценивать эффективность ERP-проектов? Как это сделать? Каковы основные риски и как минимизировать их последствия? Вынесение таких вопросов на широкое обсуждение "ERP-форума", если учесть, что подавляющее большинство докладчиков представляло не вендоров и консультантов, а клиентов, сулило весьма интересную дискуссию.

В президиуме "ERP-форума" - только клиенты

Поднятые проблемы не связаны с конкретными продуктами или поставщиками, а потому довольно искусственный отбор докладчиков, благодаря которому среди них оказались лишь представители тех предприятий, что используют ERP-системы четырех западных вендоров - BAAN, Microsoft, Oracle и SAP, вряд ли могло серьезно повлиять на итоги обсуждения. Впрочем, объяснение такого выбора лежит на поверхности: нетрудно заметить, что все указанные поставщики ERP-систем являются стратегическими партнерами Tops BI.

Я уже далеко не первый раз становлюсь свидетелем дискуссий об оценке экономического эффекта проектов, связанных с ИТ, и потому не удивляюсь, что всегда в аудитории находятся специалисты, отстаивающие две крайние позиции. Одни говорят, что все можно оценить и выразить в цифрах, другие им не без успеха возражают. Вот и здесь заместитель начальника службы ИТ Чепецкого механического завода (Минатом) Сергей Перминов утверждал, что у них все считается и без предварительного расчета экономического эффекта ни одна тема не включается в план развития предприятия, а заместитель директора "Балтийского завода" Андрей Симонов откровенно признался, что руководство пошло на внедрение ERP-системы, просто понимая, что без этого предприятию в современных условиях не выжить. Ведь монополисту в области строительства судов с ядерными энергетическими установками, работавшему в советские времена под девизом "точно в срок, не считаясь с затратами" (почти Just-in-Time), необходимо было кардинально перестраивать всю систему управления.

Конечно, можно подсчитать эффект от снижения уровня складских запасов, оптимизации использования оборотных средств или сокращения штатов. Но как это сделать для таких весьма абстрактных, но приоритетных, по мнению большинства выступавших, характеристик, как управляемость компании или ее прозрачность для собственников, аудиторов и инвесторов. А ведь для владельца иногда не столь уж важна экономия определенной суммы на каком-то бизнес-процессе. Ему приходится думать о вопросах более высокого порядка: имея перед собой полную картину состояния предприятия, он может, к примеру, своевременно принять решение о перепрофилировании или продаже неэффективной части бизнеса. Нередко ERP-система внедряется для повышения капитализации компании - при этом более важной бывает не эффективность управления, а наличие на предприятии "престижной" системы SAP или Oracle. О том, что одной из целей внедрения Oracle E-Business Suite и перехода на отчетность по МСФО в страховой компании "РОСНО" было повышение ее капитализации, упомянул и финансовый директор "РОСНО" Михаил Хабаров.

По-видимому, более правильно подходить к оценке эффективности с учетом стратегических целей, которые ставит перед собой предприятие. Цели эти далеко не всегда сводятся к финансовой стороне дела, а их достижение следует контролировать с помощью набора ключевых показателей в духе популярной сегодня методологии Balanced Scorecards. Такой подход исповедуют на Череповецком сталепрокатном заводе, об опыте которого рассказывал его директор по организационному развитию Андрей Рыжов.

Понятно, что докладчикам трудно было удержаться в рамках заявленной темы конференции, и они с увлечением говорили об особенностях своих ERP-систем и истории их развития. Обращает на себя внимание тот факт, что на многих предприятиях процесс внедрения длится уже 3-5 лет и конца ему не видно. И дело не в том, что мы сталкиваемся здесь с банальным "долгостроем": просто успешное развертывание одного контура делает очевидной необходимость внедрения следующего. Поскольку эффект от расширения функциональности достигается не сразу, а растягивается на годы, оценка его становится еще более трудной задачей. Ведь модуль, полезность развертывания которого пару лет назад казалась сомнительной, после внедрения другой подсистемы может стать ключевым для достижения высоких финансовых результатов.

В этом контексте уже не столь загадочно выглядит тезис директора по экономике и финансам фирмы "Спб КПК" Олега Безденежных: "Успешное внедрение ERP-системы не является достаточным условием ее экономической эффективности". Развивая его, докладчик пояснил, что после начала эксплуатации системы представления руководства заказчика об эффективности отдельных процессов изменяются, а это означает, что внедрение ERP-системы - не единовременный акт, а процесс, который никогда не заканчивается. Но тогда и расчет эффективности должен стать не разовой акцией, а таким же непрерывным процессом.

Что ж, трудно не согласиться с руководителем программы "ИФД КапиталЪ" Александром Тимошенко, заявившем, что "не имеет смысла говорить об эффекте от внедрения ERP-системы - нужно оценивать эффект от менеджмента, ее использующего".