Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

Производители ПО и пользователи без этого вполне обойдутся

Я люблю своих читателей, но терпеть не могу плагиата, поэтому решил пользоваться антиплагиатными механизмами. К сожалению, у них есть побочный эффект, из-за которого вы больше не сможете читать мою рубрику, когда и где захотите. Кое-кому, может, это и покажется неудобным, но большинство читателей, уверен, такого ограничения даже не заметят.

Ну-ну, шучу, конечно! Я ведь прекрасно понимаю: вы просто возьметесь за другую статью, пусть и не такую интересную, но не доставляющую никаких хлопот. Да и нет у меня желания обращаться с вами, мои дорогие читатели, как с закоренелыми уголовниками. А вот отдельным производителям ПО этот урок не мешало бы усвоить. Они чувствуют себя вправе доставлять неудобства своим пользователям и обращаться с ними как с потенциальными преступниками, лишь бы только сэкономить несколько долларов за счет сокращения пиратства и совместного использования их продукции.

Последний пример такого поведения подала фирма Macromedia, новая линейка продуктов которой МХ 2004 теперь не работает без активации. Это сделано для того, чтобы без соответствующей лицензии никто не смог установить несколько копий приложения Macromedia.

Не спорю: компании должны платить за каждую копию используемого их сотрудниками ПО. Справедливости ради отмечу и то, что Macromedia постаралась свести к минимуму неудобства такой активации для пользователей (см. www.macromedia.com/software/activation/faq). Фирма, в частности, учла, что многие разработчики постоянно переходят с одной машины на другую - например, с настольной рабочей станции на ноутбук, поэтому предусмотрела возможность активации своей продукции не на одной, а на двух системах. Тем же, кому приходится работать на клиентах, хорошо подойдет полнофункциональная пробная версия МХ 2004, которой можно бесплатно пользоваться в течение 30 дней. Предлагает Macromedia и лицензии без ограничения количества пользователей, вообще не требующие активации.

Хотя такой подход и может показаться здравым, но он все же чреват массой неприятностей и неудобств для пользователей. А неограниченная лицензия на продукт Macromedia сможет заинтересовать разве что компании Web-разработки - у остальных для этого просто не найдется достаточного количества пользователей. Что же касается пробных лицензий, то все преимущества исчезают, стоит только представить консультанта, часто работающего на выезде: ему придется заново устанавливать приложение при каждом посещении клиента.

Но самой коварной и несправедливой выглядит возможность установки на двух системах. При создании программ для Интернета работа, как правило, ведется параллельно на Mac и на ПК - переключаясь между ними, программист может легко проверить плоды своего труда. Но с двухмашинной лицензией Macromedia этого делать нельзя, так как она разрешает устанавливать приложение только на компьютерах с одной и той же операционной системой. Получается, что если вы работаете на двух машинах с одинаковой ОС, то можете покупать одну лицензию, но стоит один ПК заменить на Mac, как тут же придется приобретать вторую.

Для защиты своих программ Macromedia использует технологию активации, разработанную фирмой Macrovision. Ранее ею пользовалась фирма Intuit, опыт которой, очевидно, остался вне поля зрения Macromedia. А зря.

В начале нынешнего года Intuit заложила функцию активации в новейшую версию своего популярного пакета TurboTax 2002, и что же из этого вышло? Многие пользователи просто перешли на другие программы подготовки налоговых документов. Отток оказался настолько сильным, что Intuit была вынуждена не только напрочь отказаться от активации, но и официально извиниться перед своими клиентами за доставленные неудобства.

Конечно, Macromedia и Intuit работают в разных областях программного бизнеса, но между ними есть и много общего. Обе они - явные лидеры в своей категории продукции. И обе, вероятно, готовы к тому, что необходимость активации оттолкнет от них нескольких раздраженных пользователей, но рассчитывают с лихвой покрыть эту потерю за счет снижения пиратства и безлицензионного использования.

Intuit на своем печальном опыте уже поняла, насколько легко оттолкнуть клиентов - те очень быстро находят не менее функциональные, но совершенно не обременительные альтернативы. А ведь у этой фирмы было преимущество, на которое Macromedia рассчитывать не приходится: для подготовки налоговой отчетности каждый год нужна новая версия такой программы. У Macromedia ситуация совершенно иная. Фирма рискует потерять не только тех покупателей, которые имеют возможность перейти на продукцию Adobe и других конкурентов. Новые версии ее пакета не станут приобретать и те, кто предпочтет прежние разработки Macromedia, так как на них не распространяются столь жесткие ограничения.

Что же делать пользователям? Как ни хороши новые продукты Macromedia, они все же не намного лучше прежних версий. А поддерживать производителя, который смотрит на своих клиентов как на потенциальных преступников, я думаю, не стоит.

С директором eWeek Labs Джимом Рапозой можно связаться по адресу: jim_raposa@ziffdavis.com.

Версия для печати