ВЫСТАВКИ
С 24 по 27 февраля в ВВЦ прошла 4-я международная выставка "АВИА-2004". На ее открытии руководитель Службы гражданской авиации Александр Нерадько отметил, что воздушный транспорт России быстрыми темпами наращивает перевозки пассажиров. За прошлый год прирост их составил почти 9%. Вовсю идет объединение авиакомпаний: на конец прошлого года их осталось 209, в то время как еще пару лет тому назад эта цифра зашкаливала за три сотни. Особо следует отметить, что в 2003 г. у отечественных компаний не случилось ни одной авиационной катастрофы.
Продолжается бум в реконструкции российских аэропортов, что привело к резкому увеличению заказов на различные виды оборудования для них. А вот новые самолеты почти не строятся. Причин здесь много, но основная в том, что авиакомпаниям воздушные суда достались "на халяву". И до тех пор, пока эти самолеты не выработают полностью свой ресурс, особенно принадлежащие небольшим предприятиям, их на новые заменять не будут (за новые надо платить деньги). Кстати, потому-то авиакомпании и объединяются: только такие крупные, как "Сибирь, "КрасЭйр", "КавМинВоды" и "Аэрофлот", могут брать в лизинг новые лайнеры типа Ту-204, Ту-214 и Ил-96-300.
На фоне увеличения воздушных перевозок появились и новые более жесткие требования по многим параметрам безопасности полетов со стороны ICAO (Международная организация гражданской авиации). Для более рационального использования имеющихся весьма ограниченных средств сделан упор на объединение предприятий. В частности, ЗАО "Корпорация систем управления воздушным движением" (www.uvd4.ru) теперь включает шесть заводов, так или иначе связанных с производством локаторов и средств спутниковой связи.
По пути модернизации ранее поставленного оборудования идет основной поставщик приводных аэродромных радиостанций - омское производственное объединение "Иртыш" (www.irtysh.com.ru). Оно представило на выставке малогабаритный модернизированный вариант приводной радиостанции ПАР-10 с новым передающим комплексом, идущим на замену старого П232. Вообще сибиряки значительное внимание уделяют продлению сроков эксплуатации ранее поставленных коротковолновых радиостанций. Они устанавливают на них новые модуляторы, возбудители ПВ-110, трансмиттеры ПТ-100, синтезаторы и т. д. Это позволило "Иртышу" сохранить свою позицию на мировом рынке. Начальник бюро конструкторского отдела Дмитрий Кутмин отметил недавние поставки в КНДР, Китай, Эфиопию. В результате объем продаж "Иртыша" за 2003 г. возрос почти в два раза и достиг 560 млн. руб.
Последние новинки московского разработчика и производителя средств радиосвязи фирмы САНТЭЛ (www.suntel.ru) связаны с внутриаэропортовыми радиостанциями (РСТ). Это портативный "Гранит Р-33-П-1" (его масса - 420 г), который недавно поступил в эксплуатацию. Он действует на частотах 146-174 МГц и имеет выходную мощность 0,5-2,0 и 2,0-5,0 Вт, число каналов памяти 10+1 или 99+1. В настоящее время готовятся к производству две новинки - портативная РСТ "Гранит Р-43" и автомобильная "Гранит 2Р-23".
"Информсвязь" (www.informsviaz.ru) в последние годы занимается оснащением информационными технологиями и оборудованием железнодорожных вокзалов (так называемые интеллектуальные здания). Теперь компания решила распространить эти решения и на аэропорты, в первую очередь на терминал в новом "Шереметьеве-III". Комплексная информационно-справочная система терминала включает табло с расписанием полетов, отображающим информацию в реальном времени, удобный графический интерфейс информационных киосков и справочных терминалов, зональное громкоговорящее оповещение о чрезвычайных ситуациях, информационно-технологическое оповещение персонала и пассажиров, рекламно-информационные видеотерминалы и ТВ-трансляцию.
"Авиационный" задел у "Информсвязи" уже есть: она автоматизировала все службы правительственного авиаотряда. Кроме того, недавно ею сдана в эксплуатацию мультисервисная сеть Центра радиотехнического обеспечения и связи гражданской авиации.
Компания "Аэроком" (www.aerocom.ru) на "АВИА-2004" среди прочего демонстрировала аппаратуру дистанционного контроля и управления объектов наземного оборудования аэропортов - "Микрон". Команды в ее рамках задаются с сенсорных экранов мониторов диспетчерских пунктов УВД. Она предлагает также оборудование с программным обеспечением аудио- и визуального информирования пассажиров и собственное устройство управления удаленной радиостанцией "Тангента+". Цена модели, использующей проводную связь, составляет порядка 2400 долл., и она заменяет старую модель ТРС производства завода N 408.
Петербургский "ВНИИРА-Навигатор" за последнее время разработал новое поколение навигационно-посадочной аппаратуры и средств управления полетом. Среди них - АС-01, предназначенный для приема и усиления сигналов GPS и ГЛОНАСС. Он имеет сглаженный обтекатель и герметизированный корпус. Следует отметить и малогабаритный радиодальномер ВНД-94, который вместе с антенной весит 5,1 кг, а также систему СПРБ3, предназначенную для повышения безопасности полетов (выдача информации о недопустимо высокой скорости снижения, опасной близости земли, потере высоты после взлета, опасных препятствиях и характере рельефа земной поверхности в направлении полета).
Научно-производственное предприятие "Исток" (www.istok-msk.ru) из подмосковного Фрязина показало на выставке модульный регистратор цифровой многоканальной оперативной диспетчерской связи на базе IBM-совместимого компьютера "Электроника 007Д". Регистратор позволяет вести запись разговоров по телефонным и радиолиниям и видеоинформации с камер слежения. Базовая цена комплекта в зависимости от количества каналов поступления информации (4, 8, 16 или 32) составляет от 2000 до 3600 долл.