КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Эдуард Пройдаков
Эдуард Пройдаков
Я не хочу доверять своего ребенка машине, и мне все равно, умная она или нет. У нее нет души, и никто не знает, что у нее на уме.
Айзек Азимов
Политики и энтузиасты новых технологий любят поговорить о замечательных новых возможностях, которые готовит нам в будущем полная компьютеризация, цифровизация, интернетизация. Если предположить, что человечество, понеся громадные потери, выживет в грядущей в этом веке глобальной экологической катастрофе и предсказываемых астрологами "неприятностях" 2015-2019 гг., а скорее всего оно таки выживет, то интересно посмотреть, что может статься через полвека с глобальной телекоммуникационной сетью, именуемой ныне Интернетом.
Предполагается, что охват населения Сетью достигнет к тому времени 90%. Я не буду здесь касаться будущего самого Интернета, а остановлюсь только на его влиянии на повседневную жизнь.
Первыми от Интернета пострадают традиционные библиотеки. Необходимость сохранения остатков лесов вызовет частичное или полное прекращение производства древесины и переход на полностью электронные формы документооборота. Резкое сокращение книгопечатания вызовет расцвет электронных библиотек (ЭБ) (либо расцвет ЭБ приведет к истощению книгопечатания, но это сути не меняет). Ныне существующие библиотеки должны будут перепрофилироваться под обслуживание сетевых пользователей, а читальные залы - в залы публичного доступа в Интернет. Этот процесс, как мы знаем, идет уже достаточно активно. Лет через десять он станет необратимым.
Вслед за библиотеками большой урон понесут кинотеатры, которые в нынешнем виде явно не имеют никаких шансов уцелеть. Технология домашних кинотеатров и дальнейший прогресс в области видеопроекторов сделает возможным появление экранов во всю стену комнаты и передачу на них по Интернету трехмерного изображения. Нарождающееся сейчас видео по запросу станет массовым. Думаю, что к этому моменту в киноиндустрии уже будет господствовать стереоизображение.
Однако сама эта индустрия грез, вернее, не индустрия, а живые актеры через полвека, возможно, будут переживать не лучшие времена. Успехи в создании систем виртуальной реальности, синтезе и распознавании речи, липпинге и других технологиях позволят осуществлять компьютерную генерацию сюжета с вовлечением зрителей по крайней мере в массовки. То есть очень вероятно, что через полвека появится так называемое видео по настроению, в котором образы актеров будут синтезироваться компьютером. Понятно, что в этом случае с помощью встроенной в экран видеокамеры легко встроить зрителей в массовку, а затем превратить и самого зрителя в одного из героев, поскольку на себя любимого можно смотреть бесконечно.
Однажды мой знакомый экстрасенс, с малых лет обладавший способностью считывать чужие мысли, признался мне, что ему в детстве часто было трудно различить - собеседник сказал нечто или только подумал. Очень вероятно, что для зрителя 2050-х главным вопросом будет понять, что с ним произошло в реальной жизни, а что в виртуальной. Впрочем, это не совсем так просто, и, пожалуй, расцвет технологии "видео про тебя" стоит отнести ближе к концу нынешнего века. Ну а кинотеатры, может быть, будут заманивать зрителей на искусственно синтезируемые запахи сцен фильма, так сказать, на картины с душком.
Из-за развития дистанционного обучения вузы существенно сократят программы и количество студентов очного обучения. Студентов-очников все будут жалеть и сочувствовать им, как когда-то в советские времена сочувствовали заочникам.
Так как с исчерпанием сырьевых ресурсов и перенаправлением средств на восстановление среды обитания государство уже не сможет кормить экспоненциально растущую армию чиновников, оно будет вынуждено наконец внедрять программы создания электронного правительства, сокращать штаты и расходы на собственные нужды. Хотя и через полвека эти процессы в нашей стране будут проходить очень болезненно.
Существенно пострадают дворцы бракосочетаний и ЗАГСы, поскольку все виды браков и разводов можно будет совершать по Интернету, в том числе используя мобильные ПК и смартфоны. Свидетели в этот момент могут находиться в любой части света. Возникнет индустрия проведения виртуальных свадеб.
Телемедицина нанесет сильный удар по врачам. Под руководством медицинского call-центра любой член семьи либо сам больной сможет сделать все необходимые анализы и компьютерную диагностику, заказать по Интернету нужные лекарства и даже их синтез по индивидуальной рецептуре. Поэтому опустеют многолюдные некогда коридоры районных поликлиник, редкий пенсионер забредет сюда от нечего делать, а из бурно цветущей ныне аптечной сети уцелеют лишь Интернет-аптеки. Некоторые из них, как известно, уже начали работать в крупных городах.
Пострадает и армия. Полная роботизация вооруженных сил приведет к тому, что локальное управление солдатами будет осуществляться через Интернет с обсуждением всей страной принятых решений и телеголосованием в видеочатах по поводу отстранения командующих.
Глядя на совершенно замотанных сотрудников ГАИ на Московской кольцевой автодороге, я радуюсь за них, поскольку через полвека ребятам не придется стоять на загазованных улицах: видео-Интернет в каждой машине и система автонавигации полностью исключат не только нарушения скоростного режима, но и управление транспортом в нетрезвом виде. В этом случае бортовая компьютерная система просто возьмет его на себя. Интернет во всех автомобилях позволит также водителю не терять время даром и отправить сообщение или "повидеочатиться" с промчавшейся мимо "сладкой курочкой" в "мерседесе" или "наехать" на "того козла" на "таврии".
Серьезно изменится и структура криминального бизнеса. Управление "Р" Московского уголовного розыска, возглавляемое генералом армии, станет Первым главным управлением Киберполиции России. Я начинаю серьезно беспокоиться за будущее профессии киллеров: заказные убийства будущего станет гораздо безопаснее поручать по Интернету роботам. Три знаменитых закона робототехники, сформулированные в прошлом веке Азимовым, будут несомненно заменены на более логичные десять христианских заповедей, но как и в случае с людьми, для роботов будут придуманы свои индульгенции.
Приведенный мной список весьма и весьма неполон. Переход на постиндустриальную экономику, как утверждают футурологи, высвободит из трудовой сферы до 45% населения, и потому желающих на каждое рабочее место в сфере обслуживания будет масса. Если сейчас в Англии выпускники Кембриджа, стремящиеся попасть на работу, например, в компанию Shell, проходят через конкурс в 250 человек на место и ждут по три года, пока такое место освободится, то через полвека, чтобы получить должность повара в кафе сибирского городка N, придется победить в не менее сложном конкурсе и ждать до десяти лет. Нуждающиеся в работе люди будут вынуждены проводить долгие часы в Интернете, чтобы не упустить шанс получить вакантное место в дальнем регионе страны или хотя бы немного подработать на Интернет-услугах.
Скорее всего популистски настроенные парламенты развитых стран будут принимать законы, запрещающие использование высоких технологий, в частности киберсекса, в Интернет-рекламе, а роботов - в некоторых специфических видах обслуживания населения. Браки с роботами-андроидами в это время разрешат, вероятно, только в Голландии, но это не будет одобрено Евросоюзом из-за боязни осуждения со стороны преобладающего в нем мусульманского населения.
Хотя заголовок этой колонки звучит двусмысленно, похоже, что Интернет уже совершенно неубиваем, а вам, дорогой читатель, придется смириться с неизбежностью грядущих перемен.