От Адама Смита до Нортона и Каплана
На протяжении нескольких последних лет авторитетные независимые эксперты, в числе которых Николас Карр, Роберт Соллоу и Пол Страссман, приводят "статистически достоверные" доказательства того факта, что между объемом инвестиций в ИТ и успешностью бизнеса того или иного предприятия нет никакой связи. По понятным причинам тезис этот менее всего симпатичен поставщикам ИТ-продуктов и услуг. Тем более удивительно, что именно с него начал свое выступление на проведенном в Москве фирмой Adam Smith Conferences форуме "Информационные технологии в стратегии развития российских компаний" директор по техническому консалтингу Oracle CIS Глеб Ладыженский. Поскольку со статистикой спорить невозможно, ее обычно пытаются "правильно" трактовать. Любопытное толкование упомянутого выше парадокса дали в одной из своих последних работ авторы методологии Balanced Scorecards Дэвид Нортон и Роберт Каплан, заявившие, что нематериальные активы, к которым с определенными оговорками можно отнести и информационную систему предприятия, не имеют сколь-нибудь определенной ценности до тех пор, пока не установлена их связь с его стратегией.
Кирилл Корнильев: "Любое
конкурентное преимущество - временно"
ИТ - не цель, а средство
Вероятно, глубинная связь между ИТ- и бизнес-стратегией осознана уже и большинством наших ИТ-менеджеров высшего звена. Иначе трудно объяснить участие в конференции целого ряда первых лиц крупнейших поставщиков и потребителей информационных технологий. Признанная всеми ведущая роль бизнес-стратегии в информатизации предприятия, казалось бы, диктует и логику построения ИС: сначала формулируется бизнес-цель, а затем ищется наиболее рациональный способ ее достижения, в том числе и средствами ИТ. Тем не менее едва ли не большая часть докладов была посвящена не бизнесу, а стратегиям построения и эксплуатации корпоративной ИТ-инфраструктуры. Думается, объясняется это не просто желанием вендоров обратить внимание аудитории на свои технологии или понятной тягой "ИТ-ишников" к обсуждению технических проблем. Зачастую без помощи ИС бывает невозможно оценить текущее состояние бизнеса и сформулировать верную стратегию. Извечную проблему курицы и яйца генеральный директор компании IBS Сергей Мацоцкий переформулировал в терминах хвоста (ИТ) и собаки (бизнеса). Правильно ли, если хвост начитает вилять собакой?Как показала дальнейшая дискуссия, единого ответа на этот вопрос нет, но, согласимся, и сам вопрос не имеет смысла, если "хвост у собаки отсутствует". В своем выступлении г-н Мацоцкий рассказал о проекте автоматизации собственной компании, который, как оказалось, дал ряд импульсов к изменению процессов управления в ней самой. Выяснилось, например, что после внедрения системы ненужным стал весь средний менеджмент бэк-офиса, занимавшийся организацией процессов, которые теперь выполняются автоматически. Общий вывод, сделанный главой IBS, таков: никакая стратегия невозможна без системы управления, а та в свою очередь немыслима без ИТ.
Оуэн Кемп: "ИТ-инфраструктура должна легко
адаптироваться к текущим нуждам предприятия"
С ним согласился и генеральный директор представительства SAP в странах СНГ и Балтии Алексей Шлыков, заявивший, что система корпоративногуправления - это средство для реализации воли менеджеров. Проблема, по его мнению, в том, что зачастую единая воля отсутствует: каждый руководитель исходит из личных интересов, а соответствующий проект "раздирается на части". Чтобы этого не происходило, необходимо наличие реального собственника, причем желательно не вовлеченного в процесс оперативного управления бизнесом. Еще одна болезнь, отмеченная г-ном Шлыковым, - ползучее распухание объема проекта и связанный с этим срыв сроков его завершения. Возникает же сей недуг из-за того, что перечень ожидаемых результатов заранее четко не фиксируется, а в ходе внедрения заказчик то и дело "вспоминает" о новых своих потребностях.
Сергей Мацоцкий: "Хвост (ИТ) не
должен вилять собакой (бизнесом)"
И без того непростая задача оценки экономического эффекта от развертывания ИС в таких условиях вообще вряд ли может быть решена. С одной стороны, Алексей Шлыков предостерег от слепой веры в публикуемые проценты удовлетворенных заказчиков и успешных внедрений, а с другой - выразил убежденность в том, что оценить ожидаемый экономический эффект все-таки можно. Один из предложенных им путей - вступить в конфиденциальный контакт с теми близкими по профилю предприятиями, которые уже эксплуатируют аналогичную ERP-систему. Всегда ли успех соседа - повод для подражания? Что, если примененное им решение оказалось эффективным для реализациодной стратегии, а у вашего предприятия она совершенно иная?
У каждого своя стратегия
Как рассказал вице-президент по ИТ крупнейшего отечественного сотового оператора МТС Сергей Асланян, перед компанией, капитализация которой превысила 10 млрд. долл., встала проблема реструктуризации управления, и решить ее невозможно без коренной реорганизации работы ИТ-департамента. Предполагается, в частности, сформулировать единые принципы выбора поставщиков ИТ, стандартизировать аппаратные и программные платформы, выработать общие стандарты качества. Особенность ИТ-подразделения МТС еще и в том, что оно обязано предоставлять услуги как собственным внутренним подразделениям, так и клиентам компании. По словам заместителя генерального директора "Аэрофолота" Сергея Кирюшина, аналогичные проблемы стоят и перед крупнейшим отечественным авиаперевозчиком (мы об этом недавно писали, см. PC Week/RE, N 7/2004, с. 34).
Ричард Эймс: "В ТНК-BP всеми
ИТ-проектами руководят бизнес-менеджеры"
Уникальность стратегических задач РАО "ЕЭС России" состоит в том, что совершенствование управления крупнейшим холдингом нужно совмещать с радикальным реформированием его структуры. Об этом рассказывал руководитель дирекции автоматизации РАО ЕС Евгений Аксенов. Перед энергохолдингом ставится, например, задача выделения из компании непрофильных бизнесов, одним из которых можно считать управление ИТ-инфраструктурой. Нужно ли отдавать эту функцию на аутсорсинг, а если нужно, то как обеспечить контроль качества предоставляемых ИТ-услуг? Поскольку в результате реформирования исчезнет сама головная компания РАО ЕЭС, многие ее подразделения войдут в новые структуры, здесь, чтобы не раздувать штат ИТ-департамента, пошли по пути формирования обладающих широкими полномочиями временных проектных центров, которые после завершения ИТ-проекта распускаются. Однако при всех своих достоинствах такая форма работы порождает и новые специфические проблемы. Как, скажем, сохранить компетенцию, накопленную проектной командой, и передать ее тем, кто будет эксплуатировать систему? Не станет ли результатом работы независимых проектных центров "лоскутная" ИТ-инфраструктура?В Альфа-банке, по словам его директора по ИТ Сергея Меднова, стратегическим приоритетом являются вопросы обеспечения безопасности и непрерывности основного бизнеса. В этой сфере как нигде еще важно взаимное доверие между клиентом и кредитным учреждением, и поэтому не удивительно, что в банках от 2 до 20% ИТ-бюджета тратится на средства защиты. Впрочем, отвечает за эти вопросы служба безопасности Альфа-банка, а ИТ-департамент выступает в роли исполнителя. Непрерывность бизнеса - одна из важнейших стратегических целей и для АвтоВАЗа: ведь там каждые несколько минут с конвейера должен сходить новый автомобиль. Как рассказал его директор по ИС Юрий Катянов, столь жесткий режим работы диктует высокие требования к системе оперативного управления и организации взаимодействия с поставщиками.
Алексей Шлыков: "ERP-система - это
средство для реализации воли менеджеров"
"Уралкалий" же, производящий сегодня 13% мирового объема калийных удобрений, поставил перед собой цель стать лидером в своем сегменте рынка. По словам директора "Уралкалия" по ИТ Дмитрия Шевченко, этой задаче подчинены и все ИТ-проекты предприятия, включая внедрение ERP-системы Oracle E-Business Suite. Здесь сформирован портфель стратегических ИТ-проектов, стандартизованы бизнес-процессы, отобраны ключевые вендоры (Sun, Cisco, Oracle, IBM, Alcatel, Seimens и Xerox), с которыми заключены генеральные соглашения. Годовой оборот предприятия превышает 300 млн. долл., и те 8 млн.что были потрачены на создание корпоративной ИС, явились серьезной нагрузкой на бюджет. Правда, затраты могли бы быть и выше, если бы не генеральные соглашения с вендорами, предусматривавшие серьезные скидки.
С точки зрения правительства Российская Федерация как объект управления - это тоже очень крупная корпорация, и использование в ней ИТ должно подчиняться некой общей стратегии. Эту метафору привел в своем выступлении заместитель министра по связи и информатизации Дмитрий Милованцев, заявивший, что стратегия государства в области использования ИТ для своих нужд уже выработана и с ней можно ознакомиться на сайте www.it-gov.ru. Она лежит в основе ФЦП "Электронная Россия", но реализуется там в заметнусеченном объеме из-за хронического недофинансирования. Продолжая аналогию государства с корпорацией, можно было бы спросить, собирается ли оно передавать построение и обслуживание своих ИС на аутсорсинг (коммерческим фирмам) или намерено все делать собственными силами. Будет ли опираться на собственных разработчиков или предпочтет покупать готовые продукты у западных вендоров?
Впрочем, вопросы такого рода задавались и в ходе конференции, но не всегда сопровождались исчерпывающими ответами. У правительства есть совершенно четкая позиция по рынку средств криптографии: на него будудопущены только российские разработчики. А вот относительно защиты отечественных поставщиков ПО путем запрета на использование в госучреждениях западных продуктов г-н Милованцев отозвался негативно, поскольку такая мера снизит уровень конкуренции. В ответ на замечание из зала о том, что усилия правительства по ограничению продажи пиратских копий ПО - это скорее забота о западных, а не о своих вендорах, г-н Милованцев заявил, что, напротив, лишь при покупке по официальным ценам отечественные программные продукты (дешевые) смогут реально конкурировать с западными (дорогими). Логика, казалось бы, железная, но ведь у большинства продаваемых с лотков программ (чаще всего операционных систем и офисных приложений Microsoft) российских конкурентов просто нет.
И стратегии не вечны
Ведущую роль бизнес-стратегии в развитии ИТ на предприятии далеко не всегда следует рассматривать как неоспоримый постулат. Об этом участникам конференции напомнил генеральный директор представительства IBM в Восточной Европе/Азии Кирилл Корнильев. Любое достигнутое конкурентное преимущество - временно. А потому не остаются незыблемыми и бизнес-стратегии. Разумно ли строить ИТ-инфраструктуру исходя из потребностей сегодняшнего дня, если для завтрашних она окажется неприемлемой? Может быть, лучше построить ее так, чтобы она всегда была готова к изменениям и могла бы при разумных дополнительных затратах поддержать любую бизнес-стратегию? В этом, собственно, и состоит суть пропагандируемой IBM концепции Business on Demand.Похожая концепция под названием Adaptive Enterprise есть и в арсенале корпорации Hewlett-Packard. Как рассказал ее вице-президент и глава HP Russia Оуэн Кемп, в США и Великобритании CIO удерживается на своем посту в среднем лишь один год. Главная причина столь катастрофической текучки кадров - неспособность ИТ-менеджеров высшего звена быстро адаптировать корпоративные информационные системы к текущим нуждам бизнеса. И это не удивительно: потребности растут день ото дня. Концепция предприятия, управляемого в реальном времени (Real Time Enterprise), на наших глазах переходит из плоскости теоретической в практическую. Оуэн Кемп напомнил, что если еще несколько лет назад промышленная сборка ПК с заказной конфигурацией осуществлялась за шесть недель, то теперь это делается за сутки. Если раньше от приема заявки Call-центром до ее удовлетворения проходило восемь часов, то теперь все решается за десять секунд. Кто знает, какие требования будут предъявляться к ИС завтра? Тем не менее мы должны научиться уже сегодня строить такие ИТ-инфрасруктуры, которые можно было бы модернизировать и приспосабливать к текущим реалиям, а не выбрасывать и создавать на их месте что-то совершенно новое.
Для этого, по мнению руководителя ИТ-департамента Росгосстраха Алексея Телятникова, менеджерам, отвечающим за бизнес и ИТ, необходимо выработать некий общий язык. Основу его должны составлять хорошо продуманные измеримые ключевые показатели эффективности (KPI). Судя по докладу вице-президента по ИТ компании ТНК-BP Ричарда Эймса, его сотрудникам такой общий язык с управленцами найти удалось. Здесь ИТ-проектами всегда руководят бизнес-менеджеры, внедрению предшествуют построение и оптимизация бизнес-процессов, а статьи затрат ИТ-бюджета корректно относятся на центры получения прибыли.
И наконец, еще об одном стратегическом решении, имеющем косвенное отношение к теме конференции, но прозвучавшем впервые именно на ней. В своем выступлении вице-президент компании PeopleSoft по региону EMEA Джеффри Рид сообщил, что в ближайшие месяцы будет открыто представительство PeopleSoft в России.