Часть 1. Результаты выполнения программы eEurope 2002

Владимир Дрожжинов, Александр Штрик

На заседании Правительства России 11 сентября 2003 г. Минэкономразвития, Минсвязи, ФСО и ФСБ России было поручено проанализировать итоги работ, выполненных в рамках федеральной целевой программы "Создание и развитие информационно-коммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти на 2001-2007 годы" и внести предложения по включению в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 годы)" мероприятий, необходимых для создания единой информационной сети органов государственной власти. В недрах заинтересованных в ФЦП "Э-Россия" ведомств ведутся работы по корректировке ее содержания. Видимо, для этих ведомств и граждан России будет интересна история корректировок программы eEurope, вносимых каждые три года. Начнем с программы eEurope’2002, итоговый отчет [1] по который был разработан Европейской комиссией для Совета Европы, Европейского Парламента и других органов ЕС.

1. Развитие инфраструктуры

Стратегия построения в ЕС информационного общества [2] основывается на поощрении инноваций, увеличении занятости населения и развитии экономики. В конце 90-х годов отставание ЕС от США стало особенно очевидным. Экономика США развивалась высокими темпами, постоянно увеличивался объем инвестиций, в то время как европейская экономика переживала значительный спад, сопровождаемый падением инвестиций в нее. Поэтому программа eEurope’2002 рассматривала возможности Интернета, равно как возрастающую мощь компьютеров и совершенствование систем коммуникации, в качестве серьезного рычага для роста эффективности европейской экономики в целом. При этом складывающаяся организационная структура может служить основой для создания общеевропейского информационного общества. Хорошие условия для взаимодействия между странами Старого Света создадут более развитый рынок как для покупателей, так и для поставщиков, что, в свою очередь, позволит еще более увеличить производительность за счет реорганизации существующих бизнес-процессов.

Распространение Интернета. Число пользователей Сети, работающих в ней дома, возросло с 18% в марте до 43% в ноябре 2002 г. Обеспечение возможности обращения к Интернету через мобильные средства связи обещает в скором будущем дополнительно увеличить число Интернет-пользователей. В то же время за усредненными показателями роста общего объема пользования Интернетом скрываются серьезные различия, существующие между европейскими странами.

В бизнесе Интернет находит значительно большее применение, чем у "домашних пользователей". Практически все крупные предприятия (число работников которых превышает 250 человек) и свыше 80% остальных компаний (более чем с десятью работниками) пользуются Сетью. Бросается в глаза различие между уровнем информатизации северных и южных европейских стран. Соответствующие показатели на севере длительное время были существенно выше, чем на юге, хотя в последние годы, как показывают исследования, этот разрыв сокращается. Уровень "проникновения" Сети в школы в феврале 2002 г. составил 93%, при этом большинство европейских стран или уже достигли, или еще находятся на пути достижения стратегической цели объединения всех школ в единую сеть. На Совете Европы, проходившем в Барселоне в 2002 г., особое внимание было уделено вопросу компьютеризации школ, и тогда же было принято решение о том, что на каждые 15 учащихся должно приходиться не менее одного компьютера, подключенного к Сети. Усиление конкурентной борьбы для снижения цен. По данным международной статистики, существует неразрывная связь между ценой на Интернет-услуги и их распространением. Поэтому действия программы eEurope’2002 были направлены на усиление конкурентной борьбы на рынке информационных услуг, что неминуемо должно повлечь за собой снижение цен на услуги до уровня рыночных, а не монопольно назначаемых. Эта стратегия была успешно применена на рынке услуг модемной связи, и благодаря ей цены постоянно падали в течение последних двух лет. На сегодня в среднем они составляют 10-20 долл. за 20 ч пользования днем.

Создание высокоскоростных (широкополосных) сетей. Одной из важнейших целей построения в ЕС информационного общества помимо создания экономики, основанной на знаниях, является также организация тесного взаимодействия между более чем 3100 научными и образовательными центрами Европы.

Стремясь добиться значительного распространения широкополосных сетей, участники программы eEurope’2002 для начала объединили в единую высокоскоростную сеть университеты и научно-исследовательские институты. Эта сеть для поддержки научных исследований получила название GEANT. Кроме того, Европейская комиссия спонсировала работу 27 национальных исследовательских и образовательных сетей, функционирующих в разных европейских странах. В декабре 2001 г. максимальная скорость сети GEANT составила 10 Гбит/с, а общий объем ежемесячно передаваемых по ней данных превысил в конце 2002 г. 1 Пб. Сегодня GEANT является самой быстрой сетью в мире, имеющей к тому же и самое большое географическое покрытие (32 страны), и ее можно рассматривать как платформу для создания единого европейского научно-исследовательского пространства (см. PC Week/RE, N 2, 2004, c. 25).

2. Законодательное обеспечение

Новые условия, регулирующие систему электронных коммуникаций. В плане действий программы eEurope’2002, сконцентрированной на уничтожении цифрового неравенства, подчеркивалась необходимость снижения цен на услуги связи для роста доступности Интернета и определялась новая система правил в качестве инструмента усиления конкуренции и установления приемлемых рыночных цен. В июле 2000 г. Европейской комиссией была предложена система мер по регулированию отношений, возникающих между сторонами, использующими и предлагающими услуги связи. Пакет состоял из семи следующих директив:

- "Framework Directive" 2002/21/ЕС - директива Европейского Парламента и Совета по регулированию системы отношений, возникающих при использовании электронных сетей и служб;

- "Authorization Directive" 2002/20/EC - директива Европейского Парламента и Совета по авторизации электронных сетей и служб;

- "Access Directive" 2002/19/EC - директива Европейского Парламента и Совета о доступе к электронным сетям и об объединении электроных сетей;

- "Universal Service Directive" 2002/22/EC - директива Европейского Парламента и Совета о правах пользователей электронных сетей на получение универсальных услуг;

- "Data Protection Directive" 2002/58/EC - директива Европейского Парламента и Совета о защите персональных данных и авторских правах в электронных сетях;

- Directive 2002/77/EC - директива о конкуренции на рынке коммуникационных услуг, которая распространяет действие существующей директивы по либерализации на сферу телекоммуникаций;

- "Radio Spectrum Decision 676/2002/EC" - решение об использовании радиочастот для систем электронной коммуникации.

Пересмотр действующих директив состоялся в июле 2003 г. Новый пакет правил адаптирован к условиям тех стран, которые присоединились к Совету Европы за последние годы. Целью этого пакета стало усиление конкурентной борьбы на рынке, неминуемо следующее за ним снижение цен на услуги, поощрение инноваций, гарантии потребительских интересов, создание необходимых условий для развития тенденции более широкого распространения высокоскоростных сетей. Новый пакет директив соответствует законам, принятым в странах - членах Европейского Союза. Регулирование отношений, возникающих при создании и эксплуатации электронных сетей, основано на анализе уровня конкурентной борьбы на рынке данных услуг и идентификации операторов, захвативших значительную долю рынка. Всякий раз, когда в ходе развития рынка выявляются препятствия, мешающие его нормальному функционированию, созданная система регулирующих мер позволяет вмешиваться в текущие процессы, происходящие на рынке, и предпринимать соответствующие меры.

Системы электронной коммерции. Пакет директив был дополнен тремя новыми документами, касающимися работы систем электронной коммерции:

- "Directive on electronic commerce" 2000/31/EC - директива о работе систем электронной коммерции;

- "Directive on electronic signatures" 1999/93/EC - директива по работе с электронными подписями;

- "Directive on copyright and related right in the Information Society" 2002/58/EC - директива об авторских и смежных правах в информационном обществе.

Данные документы обеспечивают более высокий уровень надежности работы с системами электронной коммерции на территории Европейского Союза и гарантируют надлежащий уровень безопасности для пользователей таких систем.

3. Стимулирование эффективного использования Интернета

Работа в условиях экономики, основанной на знаниях. Программа eEurope’2002 устанавливает новый порядок отношений в условиях экономики, основанной на знаниях, организуя и рекламируя сеть образовательных центров и общественных Интернет-клубов, способствующих проникновению Сети в жизнь рядовых граждан. Достижение этой цели требует активного участия множества людей, работающих в общественных, коммерческих и социальных учреждениях. Для содействия их совместной работе Европейской комиссией была создана группа под названием "Занятость и социальное измерение информационного общества" (Employment and Social Dimension of the Information Society, ESDIS), координирующая и поддерживающая всех участников программы и обеспечивающая обмен опытом между различными странами.

Число людей, прибегавших к услугам образовательных центров для освоения технологий пользования Интернетом, возросло с 23% до 29% за период с 2000 по 2001 гг., однако в течение 2002-го данные показатели не претерпели никаких изменений. Необходимость в обучении Интернет-технологиям подтверждается тем, что число людей, использующих компьютер на работе, значительно превышает число людей, прошедших курс обучения. В целях рекламы программ обучения Интернет-технологиям группа ESDIS выступила с инициативой создания единой лицензии на право пользования компьютером, действующей на территории всей Европы. Эта лицензия будет выступать в качестве сертификата, подтверждающего квалификацию в этой области, подобно водительскому удостоверению на право вождения автомобиля.Прогресс в развитии систем электронной коммерции. Потребность в приобретении товаров и услуг по Интернету продолжает расти, при этом рынок Интернет-услуг по-прежнему существенно отстает от бизнеса, работающего по принципу "из рук в руки". По данным исследований, в октябре 2000 г. 18,5% Интернет-пользователей периодически или время от времени делали заказы по Сети. К ноябрю 2002-го этот показатель возрос до отметки 23%.

В то же время использование электронной коммерции между компаниями и клиентами ("бизнес-потребителями") составляет примерно 1% от общего объема продаж. Объем продаж через системы электронной коммерции практически во всестранах Европы составляет лишь одну треть от общего объема продаж "из рук в руки".

По данным опроса, проведенного в середине 2002 г., компаний, приобретающих товары и услуги по Интернету, значительно больше тех, что продают товары и услуги через Сеть. В некоторых секторах экономики (бизнес, электроника, издательское дело) свыше 45% фирм при покупке пользуются услугами Всемирной Паутины. В то же время только одна из десяти компаний, работающих в перечисленных сферах, продает свои товары и услуги по Интернету.

Естественно, что при покупках через Сеть потребители в большей степени доверяют крупным компаниям, имеющим устойчивую репутацию на рынке. Это связано прежде всего с тем, что примерно четверть малых фирм по-прежнему использует для доступа в Интернет модемную связь. Крупные компании оснащены более совершенным сетевым оборудованием, что позволяет им гарантировать своим пользователям надежный доступ в Интернет на высокой скорости (от 2 Мбит/с). Значительные различия в возможностях по предоставлению услуг по Сети можно выявить не только между крупными или мелкими компаниями или между теми, что расположены в разных странах, но также и между фирмами, действующими в различных секторах экономики.

Интеграция систем электронной коммерции в сферу обычных бизнес-процессов продолжается. Все страны - члены Европейского Союза принимают меры к ускорению данного процесса и увеличению его эффективности. На данный момент уже известно 19 успешных примеров стратегий, направленных на поддержку оптимального функционирования систем электронной коммерции, и все они учтены в Плане действий программы eEurope’2005.

Повышение безопасности сети Интернет. Безопасность компьютеров и сетей стала главной заботой и для специалистов, и для пользователей, поэтому был принят ряд мер по повышению безопасности работы в Интернете. Тем не менее за двухлетний период действия программы eEurope’2002 угроза этой безопасности значительно возросла. Вирусные атаки были и остаются наиболее серьезной проблемой на сегодняшний день. К числу принимаемых в этом направлении мер относится, в частности, введение системы электронной подписи. Однако использование этого метода идентификации пользователя пока еще крайне ограниченно. Развертывание работы в Сети по более защищенным протоколам также идет очень медленно. В настоящее время в Европейской комиссии рассматривается вопрос о создании сетевого информационного агентства по безопасности, которое позволит объединить усилия всех стран - членов Европейского Союза и поможет найти эффективные решения в ответ на возрастающие требования к обеспечению безопасности.

Онлайновое правительство. План действий программы eEurope’2002 в качестве одной из важнейших задач выдвинул подключение к Сети всех государственных организаций и органов власти разных уровней к концу 2002 г. На Совете Европы были определены 20 базовых видов правительственных услуг, которые должны быть постоянно доступны в Сети гражданам и компаниям. Данные опроса, проведенного в октябре 2002 г., подтвердили информацию о доступности в Интернете всех установленных правительственных услуг в странах - членах Европейского Союза.

Медицинские онлайновые услуги по Сети. В области компьютеризации здравоохранения и медицинских услуг в программе eEurope’2002 были установлены следующие основные цели:

- стимулирование стран - членов Европейского Союза к использованию информационных технологий в области здравоохранения;

- развитие информационной базы и ее систематизация, необходимая для облегчения процесса получения Интернет-пользователями интересующей их информации по медицинским услугам.

Анализ текущего состояния системы медицинского обслуживания с использованием сетевого доступа в рамках программы eEurope’2002 показал, что все страны - члены Европейского Союза разработали детальные планы по применению ИТ для более эффективного функционирования систем национального медицинского обслуживания. Кроме того, социологические опросы выявили, что Сеть способствовала укреплению взаимодействия между врачами. По данным исследования на 2002 г., в среднем 78% европейских врачей имели доступ в Интернет (для сравнения: в Англии и в скандинавских странах эти показатели достигают 100%). Возросло также число контактов по Сети между врачами и пациентами. В среднем 48% практикующих врачей используют электронные медицинские карточки (Electronic Health Care Records) и 46% обмениваются данными о пациентах для установления причины заболевания и определения методов лечения. В то же время практика проведения консультаций и записи на прием с помощью электронной почты только начинает разворачиваться.

Главным двигателем создания единой информационной базы здравоохранения стало осознание большим числом людей острой необходимости в такого рода услуге. В Плане действий программы eEurope’2002 были изложены особые требования, предъявляемые к Web-сайтам в области здравоохранения, а также разработаны шесть качественных критериев их оценки, отражающих:

- прозрачность и правдивость;

- авторитетность;

- защиту персональных данных пациента;

- постоянное обновление информации;

- ответственность за опубликованные материалы;

- доступность.

В целом программа eEurope’2002 достигла основных целей создания экономики, основанной на знаниях. Следующий этап развития информационного общества и его вклад в экономический рост относится к программе eEurope’2005, план действий которой будет рассмотрен во второй части настоящей статьи - она будет опубликована в одном из ближайших номеров.

Литература

1. "Final report eEurope 2002". Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions.

2. European Information Technology Observatory, EITO - 2003. Frankfurt am Main, 2003

(Продолжение следует)

Версия для печати