СЕРВИСЫ
Две ведущие поисковые системы - Yahoo (www.yahoo.com) и Google (www.google.com) расширили свои возможности. Теперь они позволяют искать объекты с учетом их географического расположения. Правда, пока только на территории США.
Раньше в Yahoo имелся раздел Yahoo! Maps (maps.yahoo.com) для вывода карт различных областей и городов США и Канады. А теперь в этом разделе в правой части экрана появилась панель SmartView, на которой пользователь указывает интересующие его объекты (магазины, рестораны, отели, достопримечательности и т. д., всего предусмотрено 55 категорий) и в результате получает их изображение на карте в виде желто-красных иконок. Щелкнув по такой иконке мышью, он узнает адрес, телефон, расценки и другие сведения о данном объекте. Адреса и телефоны извлекаются из онлайновых справочных систем типа "Желтые страницы", а остальные данные - из других разделов Yahoo. Кроме того, прямо из этой иконки можно запустить поисковый механизм Yahoo, чтобы получить дополнительную информацию. Например, если пользователь ищет ресторан, то на открывшейся странице он найдет его описание и отзывы посетителей.
Поисковая служба Yahoo SmartView показывает, как много в Сан-Франциско китайских ресторанов
Через пару недель после Yahoo аналогичная служба поиска с учетом местоположения была запущена и в системе Google (local.google.com/lochp). Пользователь вводит данные для поиска в два окна: в одном указывает сам объект, например книжный магазин, а в другом - название или почтовый код района. Но в отличие от Yahoo здесь результаты поиска не отображаются сразу на карте, а выводятся в виде списка с адресами, телефонами. Затем, щелкнув на соответствующей ссылке, вы получите изображение объекта на карте и узнаете, как до него добраться. Кроме того, под картой выводятся ссылки на другие аналогичные объекты и на дополнительную информацию.
Новая услуга имеет неплохие перспективы с точки зрения привлечения рекламы. Она появилась недавно, но уже оказалась востребованной. По словам представителей Yahoo, в первый же месяц число обращений достигло 15 млн. Такая популярность заинтересовала рекламодателей, пожелавших разместить сведения о своих объектах в географическом контексте. Уже есть первые ласточки. Например, если ввести в Yahoo! Maps почтовый код какого-либо района Нью-Йорка, то внизу появится реклама сети отелей Holiday Inn. Помимо дохода от рекламы Yahoo сможет заработать и за счет включения информации о местных объектах в SmartView. Как рассказали сотрудники компании, в настоящее время их владельцам еще не предлагается помещать информацию в SmartView за плату, но в будущем, возможно, такая услуга будет продвигаться на условиях подписки. Это, кстати, позволит расширить и возможности поиска - ведь в "Желтых страницах", из которых сейчас извлекаются адреса, представлены далеко не все местные объекты. Google пока не предлагает рекламодателям размещать рекламу в службе поиска по местоположению, но собирается заняться этим в ближайшие месяцы.
По мнению специалистов, такие службы открывают перед поисковыми системами новые пути привлечения рекламы. Однако на этом рынке им придется конкурировать с онлайновыми "Желтыми страницами" и традиционными офлайновыми носителями рекламы, которые уже давно работают в этой области и имеют прочные связи с местными рекламодателями. Впрочем, сам рынок местной рекламы будет быстро расти. Сейчас он невелик, но, по прогнозу аналитических компаний The Kensey Group и ConStat, к 2008 г. его объем в США достигнет 2,5 млрд. долл. Они провели опрос 5,5 тыс. онлайновых покупателей, который показал, что 25% из них ищут магазины, расположенные около дома или работы. При этом, чтобы найти нужные товары, они активно используют поисковые системы. Более того, именно покупки являются целью почти трети всех сеансов поиска. А опрос небольших торговых предприятий выявил, что свыше 75% покупателей живут или работают в радиусе 50 км. Таким образом, средства поиска в географическом контексте нужны и пользователям, и коммерсантам.
Что касается самой этой технологии, то специалисты сулят ей прекрасное будущее. Людям нужно не просто знать, где находится ближайшая пиццерия, им хочется быть в курсе всего, что сейчас делается в их районе. В этом смысле новые поисковые службы пока мало что могут предложить. Ведь сама эта технология еще находится на самом начальном этапе, и ей предстоит долгий путь развития.