КОНФЕРЕНЦИИ
30 марта в отеле "Ренессанс-Москва" прошло одно из самых крупных ежегодных российских мероприятий IBM - конференция "Построение ИТ-инфраструктуры: стратегия, разработка, управление, эффективность", генеральным спонсором которой стала компания INLINE Technologies. Программа форума - в его работе приняло участие более трехсот менеджеров, технических специалистов и разработчиков ПО - включала проведение презентаций в четырех параллельных секциях: "Стратегия IBM в области программных решений", "Решения для различных отраслей", "Продукты и технологии" и "Программы для бизнес-партнеров". Одновременно проводились экспресс-курсы по обучению разработчиков, а также была развернута выставка партнеров корпорации.
Среди множества различных вопросов, обсуждавшихся на конференции, хотелось остановиться на главном: коррекции стратегии IBM в области продвижения своих программных продуктов. Как известно, IBM Software - это второй в мире (после Microsoft) поставщик ПО с объемом около 12 млрд. долл. в год. Его деятельность изначально была ориентирована на крупных корпоративных заказчиков (хотя в последнее время компания активно развивает и направление продуктов для малых и средних предприятий). Однако главная особенность позиционирования IBM на софтверном рынке заключается в том, что корпорация фактически полностью концентрируется на создании ПО связующего слоя (Middleware), лежащего между операционной системой и приложениями для конечных пользователей.
В настоящее время это ПО представлено пятью основными брендами: WebSphere, DB2, Lotus, Tivoli и Rational. Учитывая, что их формирование шло последние годы путем приобретения соответствующих компаний (Rational - год назад), вполне логичной представляется тактика автономного продвижения корпорацией этих продуктов на рынок. Однако столь же естественно и то, что одновременно шли интеграционные процессы между этими группами.
В конце прошлого года корпорация объявила о своем намерении начать продвижение ПО в виде решений, ориентированных на различные вертикальные рынки, сохраняя при этом разделение продуктов по их исходным брендам. Что скрывалось за таким сообщением, в тот момент было не очень понятно: ведь продукты Middleware чаще всего ассоциируются с определением "горизонтальные". Невольно возникал вопрос: уж не собирается ли IBM заняться разработкой приложений для конечных пользователей?
На самом же деле корпорация хочет лишь изменить подход к поставкам все тех же продуктов связующего уровня. Суть проблемы заключается в том, что, как правило, для решения той или иной задачи заказчика необходимо использовать не одно приложение, а некоторый набор ПО, причем из состава разных брендов. При этом речь идет не о простом объединении продуктов в одной коробке, а о поставке, в комплект которой включаются в первую очередь различные методические и технические рекомендации по внедрению и применению ПО с учетом специфики конкретной отрасли, а также программные адаптеры для стыковки с приложениями других поставщиков.
Представляя на конференции новую стратегию корпорации, вице-президент IBM Software/EMEA по маркетингу Андреас Туерк сообщил, что на сегодняшний день имеется уже около 60 таких вертикальных решений, в частности для банковской сферы, страховых компаний, автомобилестроения, розничной торговли, органов государственной власти, здравоохранения. Он также отметил, что в последнее время IBM особое внимание уделяет сотрудничеству с независимыми поставщиками бизнес-приложений (ERP, CRM, управление документами и пр.). Следствием этого является то, что многие вертикальные решения IBM содержат все необходимое программное и методическое обеспечение для интеграции с различными продуктами третьих фирм.
Г-н Туерк объяснил такую коррекцию политики продвижения ПО изменениями требований со стороны заказчиков. Конечно, это так. Но нужно подчеркнуть и другой важный момент: в результате интеграционных процессов внутри программных продуктов, создаваемых IBM, ранее фактически независимые бренды утратили былую автономность. При этом из-за реализации модульного принципа заказчику не так-то легко разобраться, что же ему нужно приобрести для решения конкретной предметной проблемы. Не говоря уже о том, что сама возможность появления вертикальных решений - во многом следствие развития направления консалтинговых услуг. Это стало особенно заметно после приобретения корпорацией два года назад компании PricewaterhouseCoopers.
Судя по отзывам участников прошедшей конференции, ориентация на поставку ПО для вертикальных отраслей вызывает самую положительную реакцию со стороны заказчиков. Более того, очень одобрительно к подобной стратегии отнеслись и компании - партнеры IBM. В частности, представители многих из них отмечали, что такое пакетирование продуктов с использованием широкого набора методических материалов не только помогает в работе с заказчиками, но и позволяет лучше разобраться самим в огромном спектре решений IBM и сориентироваться в выборе наиболее перспективных направлений будущего развития продуктов корпорации.